В эту группу входят гипотезы, построенные на принципе единства психики человека и животных. Считается, что сознание и мышление человека может быть перенесено на уровень животного мира без существенных изменений. Все, что свойственно психике человека, может быть найдено у животных. При этом не исключается возможность известной разумности и у низших одноклеточных организмов.
Формальным началом антропоморфного подхода в зоопсихологии является эволюционная теория Дарвина. Сторонники антропоморфного подхода считали, что психику животных можно познать, лишь используя методы познания человеческой психики, и считали достаточным доказательством сходства психических способностей сходство внешнего вида некоторых сооружений человека и животных. Следует отметить, что сторонники антропоморфизма постоянно путались в инстинктах и индивидуальном опыте животных, а бессознательное поведение животных часто выдавали за рассудочную деятельность. Сторонники антропоморфизма особенно не обременяли себя экспериментами, а предпочитали проводить прямые аналогии с человеком. Например, переносили европейские взгляды на брачное поведение в животную среду.
В середине XX века антропоморфизм получил новое развитие, которое было обусловлено началом обширных исследований морских млекопитающих. Были предприняты попытки обучить дельфинов говорить, а также предложен язык жестов, который рассматривался как аналог обычного языка. Жесто-знаковая форма общения с дельфинами и морскими львами привела к созданию "лингвистической" гипотезы мышления у животных. Сторонники очеловечивания природы не останавливались на животном мире и распространяли свои представления на растения и, в конце концов, на минералы и атомы вещества. В настоящее время сторонники антропоморфизма автоматически переносят психологические принципы "человеческой психологии" на уровень животных. Вместо непосредственного анализа поведения животных используют зоопсихологию для познания человека и решения его проблем. Этот "рационалистический антропоморфизм" важен для познания природы человека, но отдаляет исследователей от понимания принципов поведения животных.
Антропоморфизм также проявляется в попытках найти новые способы объяснения поведения животных, при использовании чисто "человеческих" теорий поведения, примером этого может служить попытка переноса теории привязанностей, одного из самых популярных направлений в американской и европейской психологии, на этологическую почву. Следует заметить, что эта теория приложима ко многим феноменам детского интеллектуального и личностного развития, что делает ее особенно привлекательной для приматологов. Согласно теории развитие привязанности включает такие фазы, как нормальный аутизм, симбиоз, автономию, консолидацию индивидуальности. Признаки такого поведения можно обнаружить у высших обезьян, но распространение теории на весь животный мир вызывает вполне понятные сомнения.