Для периода средневекового застоя характерно господство теологического подхода к явлениям природы и духовного мира человека. Главной отличительной особенностью работ этого периода было рассмотрение поведения животных, инстинкта и способности к научению, как неизменных свойств, данных животным свыше.
Но уже в конце 18 века работах Ж.Л.Леклерк-Бюффона прослеживается мысль, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, и привычек. Кроме того, им выдвигался тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием ("желаниями") животного. Однако, господствующее в то время представление о неизменности организации животного мира, мешало пониманию механизмов возникновения и закрепления у разных видов животных разных поведенческих проявлений.Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки), но не понимание смысла своих действий, они способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания. Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения.
Бюффон считал, что психические качества животных являются не менее значимыми для сохранения видов, чем физические качества. На основании научного изучения инстинктов Бюффон пришел к заключению, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек, тем самым предвосхитил современное понимание структуры поведения животных. Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.