Р. – широкое религ. и соц.-политич. движ. за корен. обновление церкви, развернувшееся в 16 в. в больш-ве Европ. стран. Р. положила нач. новым религ. течениям и сектам. Р. вербовала своих сторонников во всех соц. слоях, и каждый из них истолков. ее задачи в соотв. со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Р. – то узкое, ограниченное религ. переменами, то доходящие до идей всеобщ. переустр-ва существ. порядков. Основн. причины Р. были связ. с кризис. католич. церкви и обострением комплекса обществ. противоречий в эпоху начавшегося разлож. феод. строя. К нач 16в. в Ц. и З. Европе возросли матер. и полит. претензии катол. церкви. В сред. века она- идеол опора феод. строя и претенд. на полит. гегемонию. Это вызывало недов-во феодалов, горожан (зарождающаяся буржуазия). 15-16 в. – королев. власть стран, вставших на путь гос. централизации давала отпор притязаниям церкви. В раздроб. Герм. папство не идёт на уступки. В Герм. Р. нач-сь рашньше, объединив широк. слои насел. Р. в Германии – знамя широкой антифеодальной б-бы (как и в Нидерландах). Треб-я церк. реформы б. в каждой программе полит. реформ. Общественному подъёму спос-ло гуманист. движение. Бурж. отнош-я создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандир. научн. мировоззр., б-бу со схоластикой, «?» о нац. р-ии немцев (Агрикола, Ротердамский). 16 в. – эк., соц. подъём, в сочетании с полит. раздроб-ю, -причина широкого обществ.хар-ра Р. Германии, она стала 1 битвой против феодализма. Нач. Р. связано с выступл. М.Лютера п/в индульгенций (95 тезисов): чел-к спасается не ч/з церковь, обряды, а через веру, даруемую богом=> духов-во не д. господств. в мире, оно лишь д. разъяснять Библию и склонять к вере; призывал действ-ть оружием п/в сторонн-в папства. Он настаивал на сокращ. расходов на церковь, что отвеч. интересам бюргерства. Народ восприин. Р. как требов-е церк. реформ, и соц. освоб-ия. Но Л. постепен. отходит от б-бы (радик. слои бюргеров - недовольны). Радик направление –Т. Мюнцер: един-й источник веры –Библия, Бог есть везде; сторонник соц. переворота (кр-во+гор.беднота), а свящ. писание лишь указ-ет необх-е действия; власть нужно отдать народу, уничтожить двор. замки и мон-ри. Р. – это путь к революц. переустр-ву об-ва. На основе идей и деят-ти реф-в разг-ся крест. война. Подавление войны=>усил. кн. власти. Во многих городах Герм. закрылись мон-ри, ввод. реформиров. богослужение. На сторону Р. переходят нек. имперские князья, заинтересов. в секуляризации. По итогам 2 Шмалькальденских войн признав-сь равноправие католиков и протест. Местные князья получ. право определять религию своего княж-ва. В р-те в Герм. в 16 в. слож-сь 2 групп. княжеств – католическая (наследств. земли Габсбургов), и протестантская (остальные княж-ва). В Англ., Дании, Швеции Р. - детище церковн. политики королей, проводилась сверху, в Швейцарии ее поборниками были исключительно горожане. Всюду проводилась секуляр. церковн. земель, что вело к укрепл. свет. власти, двор-ва, бюргерства. В целом Р. нанесла удар по римско-католич. церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общ-ва.Контрреф.-реакц. церкви на новые явления в соц.-политич., религиозной и к-ной жизни общ-ва. Папство вын. б. создать новые инструменты - новые религ. ордена, инквизиция, книжн. цензуру.Оплот контр. – Испания, Герм., Австрия – где были сильны позиции катол-ма. Тридентский собор сохранил устои катол. церкви; отверг попытки измен. догматов; протестантов-анафеме, папство укрепило все звенья церков. организации.