Основной формой расследования является предварительное следствие, что определяется следующим:
1) предварительное следствие проводится по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК РФ);
2) оно может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор.
Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц (ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Срок предварительного следствия не должен превышать 2 месяцев со дня его возбуждения. Он может быть продлен прокурорами различных уровней (например, до 6 месяцев) – прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. Если в деле имеются обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, данный срок может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.
Дознание является второй формой предварительного расследования, которая значительно отличается от предварительного следствия.
Осуществление расследования в форме дознания возлагается на дознавателей.
Дознание производится при раскрытии преимущественно преступлений небольшой и средней тяжести (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). В отношении же преступлений, не упомянутых в этом перечне, дознание допустимо лишь по письменному указанию прокурора. Данная форма расследования допускается только при условии, что к моменту возбуждения уголовного дела известно конкретное лицо, совершившее преступление (ч. 1 ст. 223 УПК РФ).
Упрощенность процедуры дознания проявляется в сокращении срока расследования до 20 суток, хотя здесь есть 2 изъятия:
1) прокурор имеет право продлить срок дознания на 10 суток при необходимости дополнительного расследования (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ) или по иным причинам (ч. 2 ст. 223 УПК РФ);
2) при невозможности до истечения 10 суток с момента фактического заключения под стражу подозреваемого составить обвинительный акт и ознакомить его с ним и при отсутствии основания для прекращения производства по делу должно быть проведено предварительное следствие.
По итогам дознания составляется обвинительный акт. В отличие от обвинительного заключения, составляемого по итогам предварительного следствия, он подвергается двойному контролю: сначала после составления и подписания дознавателем он должен быть утвержден начальником органа дознания, а затем – прокурором.