Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКАГлава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТАСтатья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лицПод другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.Основной объект преступного посягательства - общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, отражающие степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий. Иные объекты - жизнь или здоровье человека.Не относится к механическим транспортным средствам мопед, велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.Объективная сторона составов преступления выражается, во-первых, в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств. Основные из них предусмотрены в Правилах дорожного движения Российской Федерации и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Во-вторых, объективная сторона включает наступление общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо смерть одного, двух или более лиц; в-третьих, причинную связь между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями.Способами нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства могут быть:а) превышение скорости вопреки установленным ограничениямб) несоответствие скорости движения конкретной дорожной обстановкев) непринятие своевременных мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружитьг) выезд на полосу встречного движения;д) несоблюдение правил обгона, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, пешеходных переходов, маневрирования, расположения транспортных средств на проезжей частие) несоблюдение дистанции, интервала движения и т.д.Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движенияУО по коммент. статье наступает независимо от места, где двигалось транспортное средство и было совершено преступление, например, не только на дороге прилегающей территории (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.), но и в поле, на лугу, пересеченной местности, где вообще может не быть грунтовой дороги, т.е. во всех иных местах, где возможно движение транспортных средствВ Правилах учета дорожно-транспортных происшествий все происшествия в зависимости от особенностей их механизма подразделяются на девять видов: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, а также сход трамвая с рельсов, не вызвавший столкновение или опрокидывание; падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения. Указанные виды ДТП будут иметь признаки преступления только в том случае, если последствиями их являются причинение тяжкого вреда здоровью человека либо гибель людей. В связи с этим не может считаться криминальным такой вид ДТП, как наезд на животных, если при этом не пострадали люди.Не подпадают под признаки статьи события, которые не относятся к ДТП. Это происшествия, которые произошли во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту Обязательным признаком объективной стороны дорожно-транспортного преступления является причинная связь. Под ней понимается взаимосвязь между допущенным нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств со стороны водителя и наступившими вредными последствиями. Если эти последствия наступили в результате нарушений со стороны других участников дорожного движения (пешеход, пассажир) либо самого пострадавшего водителя, то такая причинная связь не имеет уголовно-правового значения.При определении причины ДТП необходимо учитывать весь комплекс взаимодействующих сил и обстоятельств, характеризующих движение, для того чтобы обеспечить полноту, всесторонность и объективность расследования и рассмотрения дела в суде.При расследовании преступления должен быть установлен его механизм. Под механизмом ДТП понимается сложная динамическая система, характеризующаяся взаимосвязью поведения водителя (водителей) транспортного средства (средств) с конкретной дорожной обстановкой и влекущая за собой закономерное развитие опасной дорожной ситуации в аварийную и наступление преступного результатаСубъектом преступного посягательства является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется или не имеется у него право на управление тем или иным транспортным средством. Вместе с тем нельзя считать, что у лица отсутствует право на управление транспортным средством, если водительское удостоверение оставлено им дома, ранее изъято компетентными органами, утрачено или похищено.К водителю приравнивается обучающий вождениюЗа нарушение правил безопасности движения во время учебной езды на учебном транспортном средстве с двойным управлением УО несет обучающий, а не обучаемый, если тот не принял своевременных мер по предотвращению происшествияСубъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности лица, управлявшего транспортным средством, по отношению к наступившим последствиям, хотя само нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Мотивы и характер допущенных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств на квалификацию не влияют и должны учитываться при назначении наказания.Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 и 3 - средней тяжести.