Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в пространстве и с учетом статуса некоторых категорий лиц.
Действие уголовно-процессуального закона во времени определяется ст. 4 УПК РФ: «При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом».
Действующим такой закон, как и любой другой, считается с момента, указанного в самом законе, а если это не сделано – то по истечении 10 дней после официальной публикации. В отношении ведомственных актов, регламентирующих права и свободы граждан, определяющих правовой статус организаций или имеющих межведомственное значение, установлено дополнительное требование – до официальной публикации они должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
Территориальные пределы действия уголовно-процессуального законодательства сформулированы в ч. 1 ст. 2 УПК РФ: «Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное».
При этом надо иметь в виду, что понятие «территория Российской Федерации» четко раскрывается в ч. 1 и 2 ст. 67 Конституции РФ. Вместе с тем из общего правила могут быть установлены и изъятия. Обычно они предусматриваются международными соглашениями, например, для случаев, когда речь идет о необходимости выполнения процессуальных действий в связи с совершением преступлений на иностранных торговых судах во время их нахождения в российских портах.
Пределы действия уголовно-процессуального закона в отношении конкретных категорий лиц определяются российскими органами, ведущими производство по уголовным делам и осуществляющими процессуальные действия в отношении тех лиц, которые находятся на территории РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.
Однако и в этом общем правиле известны некоторые исключения. В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое должно испрашиваться через Министерство иностранных дел РФ. Кроме того, устанавливаются ограничения в отношении российских граждан, о которых имеются специальные оговорки в действующем законодательстве.