Все шпаргалки /
Туризм /
Как повлияло принятие христианства на Руси на развитие такого вида путешествий, как паломничество?
Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является «Повестьвременных лет», написанная монахом Нестором. Большое место в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли паломников.Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX–X вв. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам– в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком.Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община. В монастырях Константинополя возникли колонии русских монахов. Описания «хождений» являются первыми путевыми очерками в русской литературе. Из них, с документальностью путеводителя, можно почерпнуть много исторических сведений, но при этом для них характерен религиозно-нравственный пафос. До нашего времени дошло около 20 таких описаний. Наиболее известным и полным из них является «Хождение игумена Даниила в Святую землю». Сохранилось не менее 70 списков этой рукописи. Считают, что паломничество Даниил совершал в 1106 – 1107 гг. Известно, что он был игуменом в одном из черниговских монастырей. Сначала путешественник прибыл в Царьград, а оттуда отправился на Кипр. После кратковременного пребывания на Кипре, Даниил отплыл в Палестину. Он высадился в городе Яффе и затем достиг Иерусалима. Там он провел 16 месяцев. После этого прибыл в Галилею, побывал на берегах Иордана и Тивериадского озера, на морском побережье Кесарии Палестинской, а также побывал в Акре, Бейруте, Антиохии и вернулся в Иерусалим. Игумен Даниил путешествовал по Палестине более двух лет.В своих записях Даниил приводил сведения не только о достопримечательностях мест своего пребывания, но приводил сведения об их природных особенностях и основных занятиях населения, сведения о животном и растительном мире. Например, указывается, что рожковое дерево произрастает вФавории, Вифлееме и Иерусалиме. Масличное дерево произрастает в Самарии, Иерусалиме. Из животных упомянуты львы, встречающиеся в Иерусалимской долине, в окрестностях Бейсана, в районе реки Иордан, а также вблизи Аин-Этана. Около Иордана встречались также барсы. Даниил также дал подробное описание Мертвого моря, которое он называл «Содомским». Он также привел данные о Тивериадском озере, описал ряд пещер. В 1200 г. путешествие в Константинополь совершил новгородский архиепископ Антоний (в миру – Добрыня Андрейкович). Он побывал в Палестине, после чего принял постриг в Хутынском монастыре. Антоний трижды избирался архиепископом в Новгороде. Путешествия Антония представляют интерес потому, что он посетил столицу Византии да ее разгрома крестоносцами в 1204 г. Им описаны все святые места Константинополя и его окрестностей. Это церкви Богородицы (Фарская), святого Козьмы и Домиана, святого Луки, святого Георгия. Особенно подробно Антоний описал храм святой Софии. Вернувшись в Новгород, архиепископ Антоний составил записи «Путешествие архиепископа Антония в Царьград», которые служили хорошим путеводителем для последующих паломников. Наряду с зарубежным паломничеством, на Руси хорошо было развито поклонение отечественным святым местам. Особенным почитанием пользовалась Киево-Печерская обитель, основанная в 1051 г. преподобным Антонием как первый мужской монастырь. В 1598 г. этот монастырь получил статус лавры. Не меньшим почитанием среди паломников пользовалась Оптина Введенская Козельская пустынь. Местами паломничества были Успенский Почаевский монастырь, Троице-Сергиева обитель. Большое количество людей шло к старцам: Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, отцу Амвросию.