В процессе определения ценовой стратегии фирмы должны учитываться и анализироваться все факторы, которые смогут повлиять на цены. Как правило, фирма не имеет возможности контролировать эти факторы. Часть из этих факторов вызывает снижение цен, часть – способствует их повышению.
Факторы, вызывающие снижение цен:
1) расширение и рост производства;
2) научно—технический прогресс;
3) уменьшение издержек производства и оборота;
4) увеличение производительности труда;
5) высокий уровень конкуренции;
6) понижение налогов;
7) установление прямых связей.
Факторы, вызывающие повышение цен:
1) сокращение производства;
2) нестабильная ситуация в экономике;
3) монополизм;
4) высокий спрос;
5) увеличение массы денег, находящейся в обращении;
6) повышение налогов;
7) повышение зарплаты;
8) совершенствование товара, улучшение его качества;
9) мода на товар;
10) повышение цен на рабочую силу;
11) нерациональное использование капитала, рабочей силы, оборудования.
На уровень и динамику цен сильно воздействует финансово—кредитная сфера, причем на уровень цен напрямую влияют колебания покупательной способности денежной единицы. Девальвация или ее ожидание становятся причиной повышения цен.
Потребительский фактор оказывает существенное влияние на ценовые решения фирмы. Соотношения между ценами и количеством товаров, приобретенных по этим ценам, устанавливаются в силу двух причин:
1) действия закона спроса и закона предложения и ценовой эластичности;
2) разнородности воздействия цены на покупателей различных категорий.
Государственное регулирование цен имеет несколько направлений.
Установление фиксированных цен изготовителями товара и субъектами оптовой и рыночной торговли вследствие сговора запрещено законодательно и карается штрафами. Нарушения подобного рода называются «горизонтальным фиксированием цен».
«Вертикальное фиксирование цен» – еще один тип нарушений, преследуемых по закону. Данное нарушение заключается в том, что предприятия—производители и представители оптовой торговли воздействуют на розничную торговлю и розничные цены, требуя продажи своего товара по определенным ценам.
Законодательно запрещена также и ценовая дискриминация, если она мешает механизму конкуренции.
Участники каналов товародвижения от предприятия—производителя до оптовой и розничной торговли также оказывают влияние на ценовые решения фирмы. Все участники ставят перед собой цель – максимизировать объем реализации и получить возможность в большей степени контролировать цены. Предприятие—производитель может оказывать воздействие на цену посредством монопольного товародвижения, сводя к минимуму реализацию продукции в магазинах, которые продают товары по сниженным ценам. Предприятие—производитель открывает свои собственные торговые точки и магазины, в которых может непосредственно определять цены на свою продукцию.