Процесс обновления содержания образования, его модернизация и развитие связан, прежде всего, с преодолением уже установившихся социальных ограничений, пониманием самого содержания образования. Можно лишь частично решить данную проблему путем разделения структурных компонентов содержания образования в следующей логической цепочке: «культура – образование – социальный заказ – педагогическое моделирование», и тем самым приблизиться к правильному решению проблемы. Рассмотрим соотношение понятий образования и обучения. Обучение – это четкое представление (педагогическое содержание) образования. Сближают обучение и воспитание цели и средства достижения поставленных целей. Конкретный предмет рассмотрения – моделирование содержания образования – тот гносеологический компонент, который позволит максимально приблизить собственный личностно-исторический опыт учащихся к общественно-историческому, полученному кем-то и когда-то. Остановимся на теоретических основах моделирования. На практике заполнение содержания образования реальным материалом – вечный дискуссионный вопрос. В процессе его разрешения участвуют следующие представители системы образования:1) министерство;2) методические службы;3) администрация образовательного учреждения.Но частным случаем могут быть такие проблемы, которые учитель решает непосредственно вместе со своими учениками, корректируя в ходе процесса содержание обучения. При обсуждении моделирования содержания образования вводится следующая система понятий:1) образование в качестве процесса – способ передачи человеку культурного наследия общества. Образование – средство социализации, а также физического и духовного формирования личности, которое ориентированно на некоторые идеалы, на исторически обусловленные, установленные в общественном сознании социальные штампы. Образование в качестве процесса приобщения человека к культуре происходит через интериоризацию и включение в мир человеческой субъективности культурных составляющих;2) образование в качестве результата (или, в других источниках, образованность) – совокупность культурных компонентов, которые имеет личность для своего дальнейшего становления и развития в качестве субъекта социально-экономической деятельности, пополняющего культурный потенциал цивилизации;3) с философских и антропологических позиций образование можно рассматривать как способ становления человека в культуре, тенденцию к пониманию и осознанию смыслов, выработку собственной экзистенциальной позиции.