Эффективность развития коллектива во многом зависит от того, насколько правильно воспитатель про-диагностирует ситуацию и выберет средство педагогического воздействия. Учитель должен учитывать особенности коллектива (возрастные и психологические) и его возможности самоуправления. Управление коллективом заключает в себе два взаимосвязанных процесса:
1) сбора информации о каждом воспитаннике и о коллективе в целом;
2) организации процесса воздействия, имеющего цель совершенствовать сам коллектив и каждого отдельного ученика.
Управление коллективом связано с разработкой критерия, характеризующего уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; с разработкой форм и методов использования информации. В коллективе воспитатель должен соблюдать следующие принципы.
1. Руководитель должен сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности, организовывать воспитательные влияния, т. е. коллектив учителей, родителей, деятельность коллектива направлять на сотрудничество с другими коллективами.
2. Руководитель должен пересматривать цели и содержание коллективистского воспитания.
3. Важно воспитать правильное коллективное общее мнение, которое будет вырабатывать необходимую линию общественного поведения.
4. Руководитель не должен допускать попустительства и упразднять контроль за выполнением обязанностей учеников.
5. Воспитатель организовывает коллективные отношения. Необходимо добиваться дружеского сплочения в коллективе. Мудрый воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам другого.
6. Воспитатель должен исходить из возможностей и интересов каждого ученика, а не только коллектива в целом. В противном случае задания будут выполняться формально либо совсем не выполняться.
7. Руководитель должен контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе коллективных отношений. К факторам относятся особенности самого школьника – его эмоциональной стороны, внешности – черты характера и физические данные.
8. Руководитель должен создавать временные коллективы и переводить в них неблагополучных учеников. Уровень временного коллектива должен быть высоким, тогда и эффект такого воспитательного метода будет высоким.
9. Характер деятельности коллектива должен постоянно изменяться. Об этом должен позаботиться воспитатель.
Коллектив существует для личности, и задача педагога состоит в том, чтобы создавать в коллективе такие ситуации, которые бы способствовали положительному влиянию на отдельных членов.