По мере развития педагогической науки открывались и развивались самые разные школы с различными целями и уклоном. Некоторые из них существуют и по сей день:
1) Вальдорфская школа;
2) школа Френе;
3) школа завтрашнего дня;
4) школа Сухомлинского.
Школы со специальным уклоном имеют соответственное название: музыкальная, экономическая, гуманитарная. Сформулируем основные правила для педагога-гуманиста на конкретном примере. Известный педагог Ш. А. Амонашвили, много лет посвятивший маленьким детям и работе в начальной школе, «запатентовал» свое новое, уникальное направление – «Школу Жизни». Основное понятие гуманно-личностной педагогики сводится к тому, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет и многому учится. Учитель должен таким образом построить образовательный процесс, чтобы ребенок мог изменять, улучшать условия жизни, а не пытаться приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Отсюда следует принцип, который является постулатом в «Школе Жизни»: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни.
Страсть к развитию. Развитие прирожденных возможностей учащегося происходит в процессе противоречий и преодоления каких-либо трудностей. Дети самостоятельно ищут в окружающей среде трудности с тем, чтобы преодолеть их. Этот «толчок» к развитию охватывает ребенка неподсознательно, чем часто и обясняются его шалости. Деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы, обучаясь, ребенок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями.
Страсть к взрослению. Дети стремятся быть более взрослыми, чем они есть. Подтверждение тому – различные ролевые игры, в которых ребенок берет на себя «обязанности» взрослого человека. Удовлетворение этой страсти происходит в общении, в первую очередь со взрослыми. Фраза «Ты еще маленький» и соответствующие ей отношения противоречат основам гуманной педагогики. Взрослые должны общаться с ребенком на равных и таким образом утверждать в нем личность, поручать различные взрослые дела, доверять ему и сотрудничать с ним.
Страсть к свободе. Ребенок проявляет ее с самого раннего детства и разносторонне. Часто неприятие взрослыми этой страсти приводит к конфликтам. Образовательный процесс подразумевает определенные ограничения свободы ребенка. Но педагоги-гуманисты стараются облегчить это принуждение, стараясь сохранить в ребенке чувство свободного выбора. Равноправное общение с детьми, вера в их возможности, сотворчество и взаимное уважение поддерживают страсть ребят к свободе.