Самостоятельная работа – это один из видов работы учащихся, причем не только на уроке. К тому же это вид работы, без которого не может обойтись ни один учитель независимо от своих целей, форм преподавания и методов. Поэтому проблема эффективности самостоятельной работы является актуальной для всех практикующих преподавателей. В том числе и для преподавателей малокомплектных школ. Одним из ключей к повышению эффективности является повышение мотивации к самостоятельной деятельности, повышение интереса учащихся. Таким способом является, например, применение наглядности при самостоятельной работе. При этом повышение эффективности вызвано не только повышением мотивации к обучению, но и особенностями психологии детей и подростков. Ведь, как известно, максимальное количество информации запоминается учениками, если информация воспринимается органами зрения. Приведем примеры средств наглядности, которые может применять учитель при самостоятельной деятельности учащихся. К ним можно отнести дидактический материал. Особенно широко этот вид наглядного материала применяется в малокомплектной школе. В дидактическом материале указываются задания, причем делается это с помощью рисунка, графика, схемы, т. е. задание формулируется не словесно (или не только словесно), а схематически. Этот вид работы намного интереснее для учащихся, чем стандартная формулировка заданий в учебнике. Такой вид работы развивает наблюдательность школьников, позволяет увидеть практическое применение полученных ими знаний. А если на данном уроке целью учителя является проверка знаний, умений и навыков учеников, плюсом дидактического материала является большое число его вариантов. А в условиях малокомплектной школы задания могут стать индивидуальными. Также в качестве наглядных пособий в малокомплектных школах применяется наглядный нераздаточный материал. Это различные плакаты, схемы, картины, макеты, модели, гербарии, коллекции и другие средства наглядности. Их применяют в основном на уроках, целью которых является объяснение нового материала или его закрепления. Особую актуальность эти средства наглядности приобретают в условиях малокомплектной школы, ведь в таких условиях практический каждый ученик может достаточно подробно разглядеть предлагаемое средство наглядности. Такой вид работы позволяет ученикам лучше воспринимать предлагаемую информацию, а также вспомнить материал при его закреплении и проверке. Также очень интересным может быть применение на уроках таких средств наглядности, как учебные слайды, учебные фильмы, телепередачи.