Проблема познания личности учащегося воспитателем очень актуальна на современном этапе. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что педагогика должна воспитывать человека, опираясь на его познание во всех отношениях. Проблема познания тесно связана с гуманистическими тенденциями, которые сегодня составляют ядро учебно-воспитательного процесса. Познание в большей степени проявляется в общении, эффективность которого во многом зависит от того, насколько полно и адекватно воспитатель отражает личность воспитанника. Результативность педагогической деятельности зависит от глубины изучения личности человека. Ряд исследований показал, что воспитатели с низким уровнем продуктивности деятельности воспринимают лишь высший рисунок, но не углубляются в истинные цели и мотивы. В то же время педагоги высокого уровня продуктивности способны выявлять ведущие цели и мотивы поведения, объективность суждений и т. д. В процессе познания педагогом личности обучающегося складывается механизм стерео-типизации. Часто среди воспитателей распространен следующий стереотип: «неблагополучными» детьми считаются те дети, которые не могут пассивно реагировать на замечания, усидеть на занятиях. А детей, охотно подчиняющихся воспитателю, обычно не относят к категории «трудных». Любые стереотипы оказывают влияние на восприятие тогда, когда мы мало знаем о человеке. В процессе наблюдения за поведением детей в различных ситуациях, общения с ними в урочное и внеурочное время оценка личности становится более объективной и индивидуализированной. Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся принадлежит эмпатии – способности к переживанию, которая ведет к повышению объективности восприятия «другого» и установлению положительных взаимоотношений с учащимися. Особенно важно проявление эмпатии в работе с «трудными» подростками, большинство из которых испытывают сочувствие положительных эмоциональных контактов. В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом усугубляют процесс негативного развития личности подростка.
Суть индивидуального подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, создание индивидуальных программ развития личности.