Действие права невозможно без выявления его смысла, назначения, подлинного смысла всего того, что законодатель “вложил” в конкретные правовые нормы. Поэтому без толкования права не осуществляется не один вид правовой деятельности, без него практически невозможна успешная правореализация. Толкование права - деятельность, состоящая в раскрытии его подлинного содержания, ученые – правоведы определяют толкование закона как уяснение и разъяснение смысла закона, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения. Изучение правил и приемов толкования прежде было предметом особой науки – герменевтики (с греческого – толкование, объяснение) права. Толкование права не является самостоятельным видом правового регулирования: путем толкования правовых норм не создаются какие-либо новые общеобязательные правила поведения, не отраженные в этих нормах, их заменяющие, дополняющие или отменяющие. Толкование правовых норм представляет собой логические, интеллектуально – волевые операции в сознании человека по их анализу и осмыслению. Правомерное поведение реализация права и толкование права тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. Когда результаты толкования выражаются в специальном акте, он выступает в роли самостоятельного явления правовой деятельности. В этих актах содержится информация, как понимается данным лицом или органом толкуемая норма права. В ходе толкования права анализируется текст нормативно – правового акта, его официальных и не официальных разъяснений и других близких по содержанию материалов, выявляются смысл, содержание, юридическая сила, социальная направленность и пределы действия толкуемой нормы, определяется ее место в системе права, выясняются историко-политические условия ее принятия и т. д. Одни авторы трактуют как уяснение содержания правовой нормы, другие – как разъяснение его, третьи – как уяснение и разъяснение, четвертые – как уяснение, истолкование и разъяснение. Уяснение содержания правовой нормы – обязательный элемент толкования, без которого не возможно выявление всего того, ради чего эта деятельность предпринимается. Разъяснение, дается для применения закона в будущем другими органами. В зависимости от органа и лица» производящего толкование закона, различают три вида толкования: - легальное; - судебное; -доктринальное. 1. Легальное (от лат. Lex, Lеgis — закон) толкование — данное уполномоченным на то органом гос-ной власти и обязательное при всяком применении закона к предусмотренным им случаям. Конституционный Суд РФ дает официальные разъяснения Конституции РФ. В судебной деятельности большую роль играют разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства. Особым видом легального толкования является аутентичное (греч. — достоверный), каковым является толкование закона, данное самим законодательным органом, этот закон издавшим (Государственной Думой, иногда Президентом РФ). 2. Судебное толкование — толкование закона, данное судом при разрешении конкретного судебного дела, по которому этот закон применяется. Судебное толкование содержится в приговоре или решении суда и обязательно по тому делу, по которому оно дано. Аналогичное толкование закона дает и любой другой орган, применяющий закон, но самостоятельным видом толкования закона является именно судебное толкование, так как приговор и решение суда, вступившие в законодательную силу, получают для данного дела силу закона, т. е. такую же обязательность, как и закон, поэтому судебное толкование закона не может быть отождествляемо с толкованием, которое дает любой админ-ный орган или должностное лицо всякий раз, когда они руководствуются законом, применяют закон. 3. Доктринальное толкование — основанное на научном исследовании действующего права. Для правильного уяснения смысла содержания закона огромное значение имеет научная разработка права. В России толкование закона, производимое в научных юр-ких сочинениях авторов, в научных комментариях кодексов, в учебниках по юр-ким дисциплинам и т.д., имеет большое значение для разработки действующего права, для улучшения юр-кой деятельности различных гос-ных органов (судебных, админ-ных и др.) и для укрепления законности и их деятельности. Но такое толкование, в отличие от легального толкования, не носит официального характера, не имеет юр-ого значения для применяющих право органов и лиц. Судьи и другие юр-ие работники в целях лучшего уяснения себе смысла закона должны, разумеется, знакомиться с научным толкованием закона, даваемым в монографиях, учебниках, комментариях к кодексам, но в своих решениях и действиях они должны опираться только на закон, обязательный для них, равно как для всех должностных лиц и граждан. Способы (приемы), характерные методы установления свойств правовой нормы грамматический, логический, телеологический, специально-юридический, систематический и историко-политический. Грамматический прием выражается в анализе письменного текста правовых предписаний, в которых содержатся нормы права, с точки зрения общепринятых семантических, лексических, морфологических и синтаксических правил языкознания. Он способствует установлению смысла отдельных слов и их сочетаний, связей между различными частями формулировок, значения использования законодателем союзов, оборотов и знаков препинания и т. д. Пример, п. 1-2 ст. 13 К. РФ 1993 года, в РФ никакая идеология не может считаться ни государственной, ни обязательной в другом качестве. Логический прием - анализ в тексте правовой нормы понятий и формулировок, сопоставление их с другими по содержанию. При этом законы и правила логики используются непосредственно, самостоятельно, обособленно от грамматического и иных способов. Телеологический прием - анализ сути правовой нормы путем выявления ее цели и соотнесения с ней грамматического и логического смысла формулировок законодателя, содержащихся в тексте соответствующих нормативно-правовых предписаний. Специально-юридический прием представляет собой особый способ анализа использованных в правовой норме терминов, понятий с учетом юридической науки, техники и практики. Систематический прием проявляется в анализе смысла и содержания толкуемой нормы путем определения ее места в системе права, сопоставления с другими нормами, установления объективно существующих связей между ними. Историко-политический прием выражается в анализе правовой нормы путем анализа конкретных исторических условий, обстановки, причин и мотивов ее создания, исторического опыта реализации предшествовавших ей или близких к ней нормативных правовых предписаний, накопленных данных о ходе осуществления самой толкуемой нормы. Способы (приемы) толкования норм права, применяемые в комплексе, тесно переплетаются между собой, дополняя друг друга. Различаются общее и казуальное толкование правовых норм. Каждое из них, могут быть толкованием официальным и неофициальным. Общее толкование рассчитано на любое проявление регулируемого нормой права общественного отношения независимо от его единичных, конкретных особенностей, распространяется на поведение всех возможных участников этого отношения. Его часто именуют “нормативным”. Казуальное толкование касается частного, единичного проявления упорядочиваемого правовой нормой общественного отношения, конкретного “казуса”, определенного юридического дела. В правовых системах, в которых судебный прецедент играет вспомогательную роль, оно не имеет общего значения, не распространяется на другие проявления общественного отношения и на остальных его участников. Деление толкования правовых норм на официальное и неофициальное основывается на таком признаке, как юридическое положение его субъекта и последствия даваемого им разъяснения. Толкование считается официальным, когда оно осуществляется компетентным органом или должностным лицом в силу служебного долга и имеет юридически значимые последствия. Толкование признается неофициальным, если дается любым иным лицом не связано с исполнением им служебных обязанностей и не имеет строгого юридического значения. Общее официальное толкование имеет разновидности, как аутентическое, официозное и ведомственное. Аутентическое толкование чаще всего производится тем органом, которым создана данная норма права. Оно может осуществляться также постоянно действующими органами представительных учреждений. Официозное толкование осуществляется специально уполномоченными органами по правовым нормам независимо от того, кем они изданы. Статья 125 Конституции Российской Федерации 1993 года, например, предусматривает, что Конституционный суд РФ по запросам указанных в статье органов и лиц “дает толкование Конституции Российской Федерации”. Министерство финансов РФ наделено правом толкования нормативных постановлений Правительства по финансовым вопросам, Центробанк РФ – по вопросам банковской деятельности. Ведомственное толкование осуществляется руководством центрального учреждения, ведомства, когда оно дает официальные ответы на запросы подведомственных организаций и предприятий по поводу трактовки и применения отдельных положений правительственных нормативных актов. Его сила ограничивается сферой деятельности данного ведомства. При всех этих разновидностях общего официального толкования оформляются соответствующие юридические документы, которые именуются актами толкования. Эти акты новых норм не создают, служат своеобразными приложениями к тем нормативно-правовым актам, нормы которых толкуются. В пределах компетенции интерпретатора они имеют общеобязательную силу в тех сферах, на которые распространяются. Официальное казуальное толкование различают: - толкование правоприменителя, отражающееся в правоприменительном акте, подпадающее под его юридическую силу и обязательное для участников того конкретного общественного отношения, по поводу которого выносится правоприменительное решение (приговор, постановление и т.п.); - толкование лиц, являющихся официальными участниками правоприменительного процесса. Оно фиксируется в материалах правоприменительного процесса, имеет юр. значение, поскольку правоприменитель обязан его обсудить и, в случае несогласия, привести мотивы отклонения; - толкование вышестоящего органа, проверяющего законность и обоснованность правоприменительного акта по конкретному юридическому делу. Находясь в пределах компетенции этого случая, оно считается обязательным для всех участников данного дела. Неофициальное толкование - может быть обыденным, профессиональным, докторальным и специально-пояснительным. Обыденное толкование происходит во всех тех случаях, когда любой гражданин уясняет, объясняет и разъясняет смысл тех или иных норм права. Профессиональное толкование осуществляется членами самоуправляющихся негосударственных организаций (например, коллегии адвокатов), для которых разъяснение смысла закона является профессиональным долгом. Докторальное толкование производится в научных трудах юристов, специально-пояснительное – в различных комментариях к законодательству, составляемых научными и практическими работниками в области права. Все эти разновидности неофициального толкования правовых норм обязательной силы не имеют, их фактическое значение определяется авторитетом интерпретатора. Распространительное (расширительное) толкование имеет место в случаях, когда истинное содержание нормы шире ее буквальной формулировки. В статье 120 К. РФ 1993 года говорится: “Судьи независимы и подчиняются только К. РФ и Федеральному Закону”. Буквальный смысл этого нормативного предписания имеет в виду только самих “судей”. Между тем его подлинное содержание шире – в нем имеются в виду и судебные заседатели, участвующие при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Именно так понимает это вся судебная практика. Ограничительное толкование - действительное содержание правовой нормы несколько уже словесной ее формулировки. Любое толкование, в том числе распространительное или ограничительное, призвано раскрыть, познать только то, что фактически содержится, но недостаточно четко выражено в самой норме права. Распространительное толкование имеет некоторое внешнее сходство с аналогией. Однако различие между ними носит принципиальных характер. Аналогия предполагает отсутствие закона, пробел в законодательстве и означает применение нормы права к случаю, прямо не предусмотренному в законе, но сходному с рассматриваемым по данному делу.