Сущность отражает явление гос-ности содержание полнее, богаче сущности. Два аспекта: 1 общефилософский - определенное явление, отличающееся от других качеств. м.б. отличия гос-ва как организации, например, от родового строя или от политической партии; 2. социальной сущности, доминирование той определенной социальной группы, чьи интересы выражает гос-во (например, интересы среднего класса вомногих современных демократических гос-вах). Типология различных гос-в по социальным признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.). Подходы, анализ сущности гос-ва (анималистские), от лат. animal-животное) объяснение природы гос-ва путем сравнения с колониями пчел, муравьев и т.д., (органические теории) сравнение гос-ва с частями человеческого тела (голова - парламент, руки - исп-ная власть и т.д. В настоящее время пять подходов сущности государства: 1. теологический - рассматривает гос-тво как богоустановленное явление (сочинения исламских фундаменталистов); 2. арифметический (классический) подход, широко используется специалистамипо международного публичного права, государство — это совокупность трех элементов власти, территории и населения; 3. юридический понятие гос-ва, господствовавшего в юридической науке до 1-ой мировой войны, анализ гос-ва как совокупность правонарушений, нормативного единства; 4. социологический, господ-ий. Ученые либерального направления (много течений) рассматривают гос-во как юр-кую персонификацию нации (нация- все население страны). В марксистско-ленинской теории гос-во рассматривается как классовый институт. Это орган диктатуры буржуазии или (после революции) пролетариата. Задача преобразование общества, после ликвидации эксплуататорских классов перерастает в общенародное гос-во, а затем постепенно отмирает. На смену приходит безгос-ное общественное коммунистическое самоуправление; 5. информационно-кибернетический - структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в «гос-ные рецепторы» (органы), после чего следует «вывод» (принятие решений), воспринимаемый населением по-разному, информация вновь поступает в рецепторы, цикл повторяется постоянно. Мусульманская теократическая концепция (принцип аш-шура: принятие решений правителем после совета с авторитетными людьми). Общие черты гос-ва как общественного явления. 1. Гос-во - это объединение людей, политическое сообщество, проистекающее из факта совместной жизни на общей территории (с гос-ным традициями), требует регулирования отношений людей и их группировок, имеющих различные интересы. Политический характер гос-ва обусловлен социальной асимметрией любого общества. 2. Гос-во- универсальная организация. Всякое сообщество предполагает какую-то организацию, но гос-во охватывает все население страны. Подчиняет своим админ-но-террит-ым делением Все лица, находящиеся на его территории (а граждане к за его пределами), подчинены власти гос-ва. 3. Государство - регулятивный политический институт, управляющий делами общества, удовлетворяет потребности общества, регулирует общественные (не всякие) отношения между людьми и их группировками, но оставляет необходимые пределы для саморегулирования общества. Регулируя отношения социальных слоев, гос-во выполняет роль арбитра, хотя этот арбитраж не является беспристрастным, а роль гос-ва не ограничивается только арбитражем. 4. Важнейший признак гос-ва, - гос-ная власть. Вследствие этого гос-во — единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия. 5. Гос-во обладает верховенством по отношению к другим институтам в обществе, ему принадлежит гос-ный суверенитет. Другие признаки: разделение населения по административно-территориальным единицам, налоги и сборы, существования права - особой системы юр-ких норм, обеспечиваемых государственным принуждением. Социальная сущность гос-ва – это зависит какому классу, социальному слою принадлежит экономическое господство, политическая и гос-ная власть в обществе страны. В странах Древнего мира власть принадлежала рабовладельцам, в условиях феодализма - феодалам (в свободных городах — мастерам цехов), в современном капиталистическом гос-ве рычаги полит-кой власти находятся в руках крупного капитала. Содержание гос-ва: В рамках единой сущности содержание может быть неодинаковым. Оно зависит от степени воздействия различных сил на гос-ную власть. Содержание гос-ва входит за пределы воздействия соц-но – эк-ких факторов. На него могут оказывать географич-ие факторы, природные условия, наличие прир-ых богатств (залежи нефти.). Гос-во – универсальная политическая орг-ция в обществе, обладающая особой публичной (гос-ной) властью и спец-ым аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражающая интересы эк-ки доминирующего слоя, но выполняющая «общие дела» и осущ-щая соц-но-полит-ий арбитраж в отечестве.