Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деят-ть, напрвленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Важную роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности играет Гражданский кодекс РФ. Регулирует предпринимательство при переходе к современному, цивилизованному рынку, упорядочивает отношения рынка, содержит отработанное юридическое регулирование многообразных и сложных рыночных отношений, имущественных и личных неимущественных прав граждан, иных субъектов. Опирается на следующие принципы, подтверждающие его современный характер: равенство участников регулируемых Кодексом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, их судебная защита. Эти требования составляют прочный фундамент, на котором держатся все экономическое законодательство. Впервые в УК РФ введены статьи, дающие возможность эффективно вести борьбу с экономическими преступлениями — раздел VIII «Преступления в сфере экономики»: глава 21 — о преступлениях против собственности, глава 22 — о преступлениях в сфере экономической деятельности, глава 23 — о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Этот раздел УК РФ — серьезная уголовно-правовая гарантия реализации свободы экономической и предпринимательской деятельности. Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации как нормативно-правовые акты обусловливают правовое регулирование общественных и экономических отношений. Разновидностью общественных отношений являются национальные отношения. Основные принципы правового регулирована, которые используются при регулировании общественных отношений в целом, распространяются и на правовое регулирование национальных отношений. Однако специфика национальных отношений (их духовная, территориальная и другая определенность) диктует необходимость соблюдать особую осторожность, деликатность при подходе к ним законодателя, а также правоприменителя. В условиях федеративного гос-ва национальные отношения содержат два значения: 1) связующую роль одной нации с другими нациями, образующими федерацию; 2) национальные отношения являются общественными связями нации с гос-вом. В процессе правового регулирования межнациональных отношений появляются две основные тенденции в развитии: гос-ный суверенитет и национальный суверенитет. Гос-ный суверенитет означает верховенство и независимость гос-ной власти как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере. Он является источником правового регулирования межнациональных отношений, но не может быть сведен к суверенитету одной нации. Национальный суверенитет заключается в полновластии нации, ее политической свободе, возможности самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории. Закономерным этапом развития нации является осознание своих национальных способностей. При формировании правовой политики нужно учитывать состояние экономики, а также историческое прошлое нации, причины ее вхождения в конкретное гос-во. Соотношение между результатами правового регулирования и стоящими перед ним целями демонстрирует эффективность правового регулирования. Нестабильность законодательства, во многом обусловленная колебаниями в экономическом курсе, бесконечными перестройками госаппарата, чрезмерной ролью субъективного фактора, наконец, в целом неясными представлениями о необходимой структуре и содержании российского правового пространства, существенно снижают эффективность правового регулирования. Представляется, что дальнейшее совершенствование общественного порядка, укрепление законности и правопорядка в стране, более того, сама перспектива преобразования России, создания демократического правового гос-ва связаны с решением таких проблем, как: выработка единой экономической политики; - завершение строительства российского федерализма; - укрепление независимой и сильной судебной власти; декриминализация экономической жизни; преодоление рассогласованности, бессистемности, нестабильности, неравномерности действующего законодательства; укрепление правовой базы новой российской гос-ности; - совершенствование правоприменения; повышение авторитета и действенности всего гос-ного механизма; - преодоление правового нигилизма и повышение уровня правовой культуры субъектов права.