Возникает множество вопросов относительно роли гос-ва в обеспечении необходимых условий честной конкуренции для всех хозяйствующих субъектов. Функции правового обеспечения: 1) создание соответствующей правовой базы для поддержания основных условий функционирования рыночного системы: экономической свободы и ценовой конкуренции; 2) определение и обеспечение «правил игры» между субъектами рыночных отношений. Правовая защита - одна из основополагающих функций гос-ва. Экономическая свобода как произпроизводителей так и потребителей наиболее эффективным образом обеспечивается институтом частной собственности и гарантируется - К РФ. Ст. 8 в РФ признаются частная, гос-ная, муниципальная и иные формы собственности. В ст. 212 ГК РФ «Субъекты права собственности» Гарантии права собственности граждан носят расплывчатый и неопределенный характер, т. е. имеется реальная основа отчуждения собственности. Такое положение фактически ограничивает экономическую свободу, следовательно, не может быть и речи об эффективной рыночной экономике. Гос-ое вмешательство ограничивалось разработкой и введением механизмов и процедур лицензирования, антимонополистических мер, регистрации и фин-ой отчетности. Гос-во - гарант конкурентной среды конкуренция –наиболее эффективное средство для достижения благосостояния, создает необходимые условия для эк-ой свободы потребителей, обеспечивает приоритет потребителя. Главная задача –производство товаров с мin издержками и их продаже по цене как можно выше, для возмещения издержек производства и реализации продукции с целью мах прибыли. Недостаток: рыночные отношения, основанные на конкуренции, создают условия организации монополии, желаемая цель каждого участника, конкурентной борьбы- устранение конкурентов-в конечном итоге приводит к монополизации эк-ки. Конкуренция теряет «естественное» состояние и для своего сохранения нуждается в гос-ой поддержке. В современной рын-ой эк-ке обеспечение свободной конкуренции –важная задача гос-ва и пр-а. Во многих странах приняты и действуют законы о недобросовестной конкуренции, призванные гарантировать дееспособность данного принципа, предотвратить негативные последствия недобросовестной конкуренции. Для защиты принципов конкуренции приняты законы, запрещающие какие бы то ни было соглашения между конкурирующими продавцами о поддержании монопольных цен. Гос-во вынуждено накладывать определенные ограничения на конкуренцию, тем самым способствуя сохранению возможностей потенциальных конкурентов, которые были бы вытеснены из отрасли. В ФРГ в 1957 г. з-н на ограничение конкуренции (обман клиента, ложная инфо, подделка чужих товарных знаков, реклама с критикой в адрес конкурента, утверждение и распространение сомнительных сведений о конкуренте). Главным инструментом реализации гос-ом функций ограничения конкуренции служит антимонопольное зак-во, которое проводят в жизнь спец-ые структуры-Федеральная комиссия и антитрестовский отдел МЮ в США, Федеральное ведомство по картелям в Германии, гос-ый комитет по антимонопольной политике и поддержке новых хоз-ых структур в РФ. Контролируют механизм и практику ценообразования в целях интересов потребителей. Антитрестовская политика представляет собой комплекс зак-ых и иных мер по защите и усилению конкуренции путем создания препятствий для возникновения, использования монопольной власти или ее защиты. Гос-во как коллективный предприниматель само является участником рынка и рыночных отношений. Как и частные фирмы, оно производит товары и услуги, в силу чего приобретает производственные ресурсы, стоимость которых определяется их рыночной стоимостью. Переход к рынку нельзя понимать как полное отстранение гос-ва от эк-ой жизни, рыночная эк-ка не может нормально функционировать без активных действий со стороны гос-ва. Гос-во призвано создавать надежные социально-правовые условия для реализации эк-их целей индивидуальных предпринимателей. Правовую основу составляет гр-ое, хоз-ое право и система мер по поддержанию конкурентной среды. Важнейшая задача гос-ва –обеспечить баланс между эк-ой эффективностью и соц-ой справедливостью.