Правотворчество одно из важнейших направлений работы любого гос-ва. Эта специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деять-ть, связанная с созданием или изменением существующих в гос-ве правовых норм. По результатам правотворческой работы законам и иным нормативным актам судят о гос-ве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культуры. Акт правотворчества имеет 2 значения: 1) это деятельность компетентных органов гос-ва по изданию норм права. 2) Результат данной деят-ти, выражающийся в виде юр. документа, закона и т.д. Правотворчество-это гос-ая деят-ть, т.е. деят-ть гос-ва, но иногда право создается по уполномочию оранов гос-ва общ-ными орг-ми (в России). Смысл. Значение Избрать такой вариант регулирования юр. регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. Импульсом к созданию закона или иного НПА служит общественно значимая проблема. Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деят-ти. 1. Принцип законности- разработка и принятие НПА должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих органов (Например, ФКЗ в России должен приниматься квалифицированным (2/3), а не простым большинством голосов депутатов Гос. Думы, а так же считается принятым, если он одобрен большинством (3/4) голосов от общего числа членов Совета Федерации). 2. Принцип научности – подготовка и принятие проекта НПА осущ-ся с участием представителей разных наук, с использованием достижений науки, приемов и методов научного анализа. 3. Принцип демократизма – (по мнению А.Б. Венгерова) обязательность выявлять и выражать в законах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, культурой, нравственным здоровьем. Этот принцип предполагает широкое обсуждение законопроектов, участие в обсуждении представителей народа, различных социальных слоев и групп, специалистов. 4. Принцип использования правового опыта – вновь разрабатываемый НПА должен опираться на уже известный положительный правовой опыт гос-ва и цивилизации в целом. 5 Принцип исполнимости – отражает необходимость при подготовке законопроекта, принятия закона учитывать финансовые, кадровые, организационные, юридические условия, наличие которых позволит закону или НПА действовать и быть реализованным. Одним из важных юр. условий исполнимости явл-ся одновременная подготовка необходимых подзаконных актов, изменений и дополнений в другие законы. Другим условием принципа исполнимости явл-ся финансовое обеспечение нормативно-правовых решений (Например, Конституция РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос-ных займов, об изменении фин-ых обязательств гос-ва, и др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, м. б. Внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 с. 104 Конституция РФ)) 6. Правовая связь с практикой: задача зак-ля постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения действующих зак-ов, устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее. Виды: 1). Правотворчество гос-ных органов (Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) – законотворчество: 2) Правотворчество народа (участие в референдуме); 3) Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др.)-подзаконное правотворчество; 4) Правотворчество органов местного самоуправления – локальное правотворчество; 5) Правотворчество общественных организаций; 6) Деят-ть гос-ных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) – договорное правотворчество. Правотворчество высших представительных органов: (парламентом). Механизм создания и особенности: 1) Ограниченный круг субъектов законодательной инициативы; 2) Строгая процедура прохождения проекта в парламенте; 3) последовательная смена стадий правотворчества; 4) множественность средств юр. реагирования находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленность юр. создания правотворческого акта кругом регулируемых отношений. Подзаконное правотворчество в случае, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами гос-ва, не относящимися к его высшим представительным органам. Необходимы для обеспечения применения закона. Субъекты подзаконного правотворчества: президент, правительство, иные высшие органы гос-ва, обладающим по закону правом создания юр. норм и норм-х актов. Особый вид правотворчества примыкающий к подзаконному – правотворчество орг-ов местного самоуправления и негос-ых юр. лиц.