Критерии: 1. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые гос-вом на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение — их исчезновением. 2. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции гос-ва подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль гос-ва во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого гос-ве тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими гос-вами, во многом зависит от внутренних условий существования данного гос-ва. 3. По сферам общественной жизни функции гос-ва могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере. 4. Функции гос-ва следует делить основные и неосновные. Деление условно, критерий разграничения четко не определен. Каждая функция гос-ва является необходимой для гос-ва. Все виды деятельности гос-ва важны, направления становятся для гос-ва основными. 5. Принцип разделения властей классифицируют в функции гос-ва на основе этого принципа. Функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность классификации отражает процесс реализации гос-ной власти. Это формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей гос-ной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной. Информационная функция, средства массовой информации. Она (эта функция) имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика - воздействие на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего гос-ва. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции гос-ва, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность. Внутренние функции гос-ва проявляют себя в экономической, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах гос-ности функции могут выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономическую жизнь), выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно-организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и т.п. Понятно, что та или иная функция более или менее ярко проявляется на соответствующем этапе государственности, например, учет меры труда и меры потребления («не трудящийся да не ест») в раннеклассовых, социалистических государствах. Внешние функции — защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими гос-вами, обеспечение геополитических интересов и т.п. — также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности. Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. Сходная деятельность гос-ных органов по выполнению функций гос-ва называется формой осуществления функций гос-ва. Данные формы подразделяются: - правовые; неправовые. Правовыми формами осуществления функций государства являются формы, которые требуют принятия правовых актов и влекут юридические последствия. К ним относятся: - правотворчество - подготовка, издание нормативных актов; - правоприменение - исполнение законов, решение управленческих споров, принятие правоприменительных актов; - правоохранительная деятельность - предупреждение правонарушений и привлечение к юридической ответственности правонарушителей. Неправовыми формами осуществления гос-ных функций являются: -организационно-регламентируюшая (подготовка документов, организация политических мероприятий, выборов и т. д.); - организационно-хозяйственная (статистика, бухучет); - организационно-идеологическая (воспитательная деят-ть, связанная с формированиемобщественного мнения, обучение, разъяснение существ-щих норм и правил.). в настоящее время особое внимание уделяется договорной форме осуществления функций гос-ва (договоры в гос-ой, хоз-ой, соц-ой сфере). Методы (приемы), с помощью которых реализуются функции гос-ва, называются методами осуществления гос-ных функций. Это, например: - убеждение (объяснение, обсуждение, внешняя, демонстрация определенного примера); - принуждение (метод при котором желаемое поведение обеспечивается применением силы или угрозы ее применения); стимулирования (побуждение к действию); а так же - поощрение; - наказание.