Впервые самоуправленческие структуры сформировались в рамках родового строя, с возникновением гос-ва они не исчезли: частично трансформировались в органы гос-ной власти, а частично сохранили самостоятельное значение в виде тех или иных форм самоорганизации граждан. Одна из разновидностей самоуправленческих структур в современном обществе (наряду с самоуправлением на производстве, в сфере образования и т.д.) — м.с. Идеи м.с. стали складываться еще в эпоху феодализма и отражали необходимость дележа власти между различными группами самого правящего слоя. Современные авторы рассматривают м.с. как особую форму гос-ного управления, когда наряду с центральной властью выделяется еще и местная власть. Объективной основой формирования такой общности является территориальная локализация населения в соответствии с потребностями общественного производства. В современных развитых гос-вах м.с. независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной или партийной принадлежности объединяет людей вокруг решения общих для них местных проблем, значение которых определяется самими условиями жизни людей. Местное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющая собственные инициативы в вопросах местной значения. Согласно Европейской хартии м.с., принятой Советом Европы в 1985 г., под м.с. понимается право и способность органов м.с. регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Современные требования к самоуправлению заключаются в признании демократического способа формирования м.с. как единственно возможного, а также обеспечении политической, админ-ной и финансовой самостоятельности (автономии) местных сообществ. Компетенция органов м.с. должна строиться так, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Центральные или региональные органы гос-ной власти делегируют свои полномочия, этом случае органам м.с. предоставляется право учитывать местные условия. Гос-ные органы должны проводить с органами м.с. консультации в процессе планирования или принятия решений, которые затрагивают непосредственно эти органы (например, при изменении территориальной сферы полномочий органов м.с.). М.С. по особенностям его формирования, и по специфике функционирования существенно отличается от гос-ной власти. Главный субъект местного самоуправления — гражданин. Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ему в собрании жителей самоуправленческой территориальной единицы, в местном референдуме или на выборах в органы м.с. Гражданин вправе свободно выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в органы самоуправления. М.С. приобщает всех без исключения граждан к участию в управлении делами общества и гос-ва. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части), от его имени и им самим. Иначе обстоят дела с гос-ной властью. На формирование гос-ных органов воля частного лица мало оказывает воздействия. Здесь работают другие механизмы: мобилизованные групповые интересы, опирающиеся на финансовые средства, которых, как правило, нет в распоряжении конкретных индивидов. Частное лицо не в состоянии влиять и на механизмы формирования гос-ных органов, и на механизмы принятия ими решений. Проводя различие между гос-ной властью и м.с., следует иметь в виду, что уровень компетентности, необходимый для решения гос-ных дел выше, чем тот, который требуется для принятия решений в системе самоуправления. Формирование органов самоуправления, неподконтрольно никому, кроме местного населения, лица входящие в состав органов местного самоуправления, не могут назначаться или утверждаться гос-ми органами, контроль может осущ-ся в случаях предусмотренных Конституцией или законом.В России до 1917 г. были распространены две теории самоуправления — общественная и гос-ная. Общественная противопоставляла местное самоуправление гос-ному. Местные сообщества вправе заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо от гос-ва, которое не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Гос-ная - рассматривала органы гос-ного самоуправления как часть гос-ного механизма. Считалось, что дела, находящиеся в введении органов самоуправления, были и остаются по своей природе делами гос-ными. Действующие ныне в России демократические гарантии и институты самоуправления в основном сформировалась после вступления в силу Конституции РФ, принятой в 1993 г. Система институтов м.с. в России составляют: 1) институты непосредственной демократии — собрания граждан по месту жительства, местные референдумы, выборы в органы м.с.; 2) представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов (представителей), избранных демократическим путем всем населением муниципального образования. Представительные органы - принимают общеобязательные на территории муниципального образования правила включая его устав, утверждают местный бюджет и отчет об исполнении бюджета, принимают планы и программы развития муниципального образования, устанавливают местные налоги и сборы, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, контролируют деятельность иных органов и должностных лиц местного самоуправления; 3) главы муниципальных образований (главы администраций, районов, главы районов, мэры и т.п.), избираемые непосредственно населением соответствующих поселений или представительными органами м.с. Они возглавляют деятельность по осуществлению м.с. на территории муниципального образования; 4) территориальное общественное самоуправление, т.е. самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (в микрорайонах, кварталах, улицах, дворах и т.п.). Конституция РФ устанавливает, что м.с. осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях «с учетом исторических и местных традиций» (ст.131). Организация м.с. строится на признании гос-вом автономии. Население вправе самостоятельно решать вопрос о том, кто именно будет представлять его в органах м.с. Органы гос-ной не могут образовывать органы м.с. или назначать должностных лиц м.с. Население представители самостоятельно определяют структуру органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Согласно К. РФ, органы м.с. самостоятельно управляют муниц-ой собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации м.с. в Российской Федерации» от 25. 07. 1995 г., конкретизируя эти конституционные положения, к ведению м.с. относит: - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; - решение финансовых вопросов местного значения; - комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного назначения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения и многое другое. Органы м.с. вправе принимать к рассмотрению и иные вопросы местного значения, решение которых обеспечивает жизнедеятельность населения, права и свободы граждан, соответствует материально-финансовым возможностям муниципального образования. Законодатель на уровне, как Федерации, так и субъекта Федерации вправе очертить круг вопросов местного значения. Предметы ведения муниципальных образований разграничиваются законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских (внутрирайонных сельских) муниципальных образований — уставом города (района).