2 этапа в развитии человеческого общества: 1) общество без гос-ва (догос-ное общество) и 2) общество с гос-вом (гос-но организованное общество). Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Первая форма объединения с другими людьми -первобытное стадо, насчитывающее от 20 до 40 человек, ранняя и наименее развитая форма социальной жизни. Это объединение представляло собой праобщество, т.е. предобщество или «естественное» общество, т.к. вышло из стада человекообразных животных, было частью природы, приспосабливалось к ней, в поисках пищи, кочевало по территории. Первобытное стадо - замкнутая и самодостаточная социальная группа в которой удовлетворялись все личные и общественные потребности, а половые связи между мужчинами и женщинами осуществлялись внутри стада, т.е. господствовал промискуитет. Один человек одновременного выполнял несколько функций. Существовало естественное разделение труда между мужчинами и женщинами, стариками и детьми. Неразвитые орудия труда и низкие производительные способности людей обусловили необходимость объединения для выживания и присваивающую форму хозяйства. Первобытное стадо представляло собой одновременно биологическую и хозяйственную общность, в которой все ее члены были равны в своих правах и обязанностях. Социального неравенства не было, а различия между сородичами носили естественный характер и были связаны с полом или возрастом. Занимались первобытные люди собирательством, охотой и рыболовством. Совместный труд вносил в стадо элементы производственной организации, устойчивости и сплоченности первобытной формы общности, делая стада более замкнутыми. Управление коллективами осуществлялось совместно взрослым населением, но важные решения принимались старыми и авторитетными сородичами. Во главе стада стоял вождь (вожак). Обычно он был искусным охотником, сильным и умелым воином. Эти качества позволяли выживать первобытному стаду. Более высокой формой социальной организации людей была родовая община. Род возник, когда люди научились выращивать растительную пищу, приручать диких животных, обладавших полезными для человека качествами, и создавать орудия труда. Родовая община - социальная группа, члены которой связаны кровным родством. В основе жизнедеятельности родовой общины лежит производство, а взаимоотношения между людьми регулировались определенными правилами. Развитие производительных сил, вызванное, неблагоприятным изменением климата, исчезновением растений и животных, которыми питался человек, привело к возникновению новых видов деятельности, с помощью которых человек мог бы выжить в условиях экологического кризиса. Произошло общественное разделение труда, начинают выделяться земледелие, скотоводство, ремесло, торговля и возникает обмен результатами деятельности. Произошел переход от присваивающей формы хозяйства к производящей. Последствия этого перехода состояли в том, что человек от начала и до конца сам создавал орудие производства, и орудия труда стали переходить в индивидуальную собственность конкретного лица. Появляются орудия, позволяющие их владельцу независимо от коллектива добывать пищу. Это приводит к запрету браков внутри рода (экзогамия) и возможности выделения из рода самостоятельных семей. Управление родовой общиной осуществлялось старейшиной (он избирался всеми членами рода) и советом (состоял из опытных старейших членов рода). На время войн избирались вожди из членов рода. Более сложной формой социальной организации, чем родовая община, были племена и союзы племен. Племя -объединение нескольких родов, связанных кровнородственными отношениями и общей территорией. В основе племени лежит кровное родство и территориальные связи. Совместное освоение территории и потребность в ее защите заставляли роды объединяться. Роды, входившие в племя, сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но некоторые виды деятельности, которые имеют значение для всего племени, переходят в ведение органов управления племени: совета племени, в котором принимают участие все члены племени; совета старейшин и вождя, избираемого на период войны. Объединение нескольких племен для решения какой-либо задачи представляет собой племенной союз. Племенные союзы возникали для отражения агрессии или для захвата новых территорий. Распространение (бронзовых, а затем и железных) металлических орудий труда позволило производить больше продуктов меньшим количеством людей. Из родовой общины выделяются малые семьи, способные себя прокормить самостоятельно. Поэтому союз племен представлял уже объединение разных родов, племен, индивидуальных семей, расселившихся на одной территории. Происходит имущественное расслоение среди общинников, появляются более состоятельные семьи и бедные. Родоплеменная организация, основанная на кровном родстве ее членов, равенстве их прав и обязанностей, уже не в состоянии обеспечить целостность племенного союза старыми средствами. Участниками племенного союза являются соседи, а не прямые родственники. Эти соседи не равны. Возникает потребность в более эффективном механизме, который бы смог примирять различающиеся и противоположные интересы. Им стало государство. В рамках государства возникли такие социальные группы, как классы, сословия, народ и нация. В основе управления лежит власть. Социальная, или общественная власть - способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей с помощью различных средств: принуждения, авторитета, права, морали, богатства, знания и т.д. Власть выступает как отношения «господства и подчинения», «руководства и подчинения», складывающиеся между «субъектом власти» и «объектом власти», которые придают действиям людей целесообразность, упорядоченность, обеспечивают подчинение индивидуальной воли общей цели. Власть -средство согласования разнородных интересов и формирования на их базе общезначимого интереса, составляющего основу целостности общества, выступающего фактором его развития. Существование социальной власти обусловлено объективной потребностью общества в саморегуляции. Потребность вызвана неодинаковым положением людей в обществе, первоначально выражающимся в их естественной неоднородности, т.е. природных, половозрастных различиях, а затем и в различных формах социального неравенства: неравенстве статусов, богатства, образования и т.д. В основе возникновения отношений господства и подчинения лежит природное стремление человека к самоутверждению через доминирование над другими. Власть может стать результатом превосходства одного человека, наделенного неординарными волевыми качествами, знаниями, способностями, над другими. Представляет собой отношения господства и подчинения, отношения в зависимости между субъектом власти и объектом власти. Субъект власти - личность, группа, социальная общность, орган государства, обладающие способностью и возможностью навязывать свою волю другим. Объект власти -личность, группа, социальная общность, организация, испытывающие властное воздействие. Способность субъекта власти навязывать свою волю объекту основана на наличии ресурсов, т.е. средств, с помощью которых субъект подчиняет себе волю объекта. Среди ресурсов можно выделить авторитет, насилие, нормы права, богатство, знания, информацию и т.д. Потестарная власть. Социальная власть в догос-ном обществе существовала в форме потестарной власти (от лат. potestus- власть, мощь), представляющей особую разновидность социальной власти, носит анонимный характер, т.е. не монополизирована какой-то группой общества, личностью, а осуществляется всеми членами рода без создания специальных органов. Потестарная власть не предполагает выделения из общества социальной группы, занятой управлением на постоянной профессиональной основе. Собрания рода, племени, племенного союза наделяют властными функциями какое-либо лицо и они же лишают его властных полномочий. Власть предводителей, вождей, военачальников держится не на специальном аппарате управления и принуждения, а на их личных качествах и достоинствах, авторитете, харизме, силе, уме, опыте. Наиболее отчетливо специфика догос-ной, потестарной власти обнаруживается в системе правления, называемой военной демократией. Военная демократия может определяться как протогос-во, т.е. такая организация древнего общества, характерна для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому обществу. Термин «военная демократия» - Л. Морган. Соседская община характеризуется двойственностью: -сохраняется коллективная собственность на землю, угодья, пастбища, леса, но уже появилась частная собственность на орудия труда, скот, рабов, имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать. Система власти в военной демократии учитывает эту двойственность соседской общины. В военной демократии: военный вождь, наделен судебными полномочиями, совет вождей и народное собрание. Власть вождя, совет вождей первоначально были основаны на личном авторитете, уважении, смелости, знаниях, мудрости. Они не имели никаких средств насилия и принуждения по отношению к сородичам. Развитие грабительских войн заметно возвышало роль военного предводителя, от искусства которого зависели судьбы соплеменников. Военный вождь племени или племенного союза постепенно оттеснял от реальной власти совет старейшин, который избирал вождя племени. Вокруг военного предводителя объединялись сильные и храбрые воины, составлявшие его дружину. Но это была еще демократия. Существовало народное собрание, которое теперь стало собранием воинов. Все важные решения принимались на народном собрании. Все воины были равны и формально имели право на равную долю захваченного в походе имущества, но на практике военный предводитель и его приближенные забирали лучшую часть награбленного. Военный предводитель превратился в правителя (князя, царя, короля), а его приближенные советниками и наместниками. Дружина в войско, на которое опирался царь в осуществлении внутренней и внешней политики, появлялась публичная власть, располагающая аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия, милиция, полиция, тюрьмы, суд).