Три главных направления определяют все многообразие природоохранных мероприятий: 1) обязательные мероприятия по охране водоемов, источников водоснабжения и почвы как от промышленных, так и от бытовых отходов; 2) мероприятия по охране воздушной среды от вредных выбросов в воздух главным образом промышленностью и транспортом; 3) мероприятия по снижению уровня шума и вредности других колебательных процессов. Загрязнение водных бассейнов связано с непосредственным сбросом отходов водоочистных сооружений промпредприятий и стоков ливневых вод с городских магистралей, вызывающих изменение химического состава воды. Для защиты водоемов от загрязнения стоками строительных предприятий необходимо более активно внедрять технологии с маловодными и безводными режимами, оборотным водоснабжением и увеличением эффективности очистки производственных стоков. Для контроля ДПК нефтепродуктов в воде разработано несколько способов. Наиболее известен из них люминесцентный, обнаруживающий концентрацию до 0,001. Загрязнения воздушного бассейна в значительной степени связано с развитием индустриализации стр-ва. Предприятия индустрии являются массовыми источниками загрязнения воздуха пылью, углеводородами, сажей и газом. С развитием химической промышленности и внедрением ее в технологию производства стройматериалов увеличилось разнообразие новых токсичных веществ, удаляемых от технологического оборудования и выбрасываемых в воздушный бассейн. В целях снижения выбросов вредных веществ в атмосферу разработан ряд мероприятий, которые должны внедряться по предприятиям и стройкам. В состав этих мероприятий входят: проведение максимальной автоматизации и механизации всех погрузоразгрузочных операций, разработка и внедрение усовершенствованного и технологически и транспортно оборудования, замена одноступенчатой очистки от пыли, отходящих газов в ''циклонах'' более эффективными аппаратами тонкого пылеулавливания. Другими эффективными мероприятиями являются замена мокрой системы очистки электрофильтрами, удаляющими до 96,7% пыли из воздуха. Источниками шума и вибрации в стр-ве являются транспортные средства, средства механизации земляных работ, компрессоры и виброустановки. Меры борьбы с шумом, воспроизводимым машинами заключается в замене материала деталей, устройстве кожухов, в достижении минимальных допусков сочленениях деталей и качественным техобслуживанием, а также в сокращении объемов земляных работ и в развитии технологии литых самоуплотненных бетонов. В начале освоения строительной площадки необходимо строго следить за снятием почвенного слоя со всей застраиваемой территории для дальнейшего его использования при благоустройстве или для отправки на другие участки. 2.1.7. Строительные грузы и их транспортировка. Все перевозки строительных грузов могут быть классифицированы: 1) по отраслевому признаку; 2) на внешние и внутренние; 3) по назначению – общий и технологический. Внешним транспортом доставляются грузы с мест отправления, находящихся вне строительной площадки. Внутрипостроечным транспортом, являющимся продолжением внешнего, обслуживается строительная площадка. В строительстве применяют следующие виды транспорта: ж-д, автомобильный водный, воздушный, канатно-подвесной, пневматический и др. область их применения в стр-ве зависит от ряда факторов, например дальности перевозки и др. наиболее массовым видом тран-та, используемого в ЖГС, является автомобильный тран-т, обладающий большой маневренностью, а в промышленном строит-ве – железнодорожный. Перевозка водным тран-том, как морским, так и речным, - наиболее дешевый способ транспортирования грузов. Роль речного тран-та в общей транспортной системе страны в значительной степени определяется географическим расположением водных путей и сезонностью их использования. Воздушный тран-т применяется для доставки строительных грузов в труднодоступные места при помощи вертолетов, большегрузных самолетов, специальных транспортных дирижаблей. Трубопроводный тран-т может быть использован для перемещения сыпучих и штучных строительных материалов к местам их постоянного потребления (от карьеров к обогатительным заводам, от обогатительных заводов к складам и т. п.) трубопроводный транспорт можно выделить механический, пневматический и гидравлический. Канатно-подвесной тран-т успешно применяется для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности, при наличии водных преград. Транспортабельностью называется способность груза сохранять в процессе перевозки свое первоначальное качество. Контейнеризация и пакетирование применяют в основном при перевозке мелкоштучных грузов. Так, например, кирпич уложенный ''в елку'' перевозят на поддонах шириной до 75см длиной до 105 см. Подъем пакетов осуществляется захватами с футлярами, исключающими выпадение кирпича; стекло, фаянс, облицовочная плитка, газобетон и другие хрупкие материалы перевозят в специальных металлических или деревометаллических контейнерах; рулонные материалы перевозятся в металлических контейнерах. В последнее время получили распространение ''мягкие'' контейнеры, выполненные из прорезиненной ткани с металлическим каркасом. Их ''+'': незначительная собственная масса, компактность при обратной доставке в сложенном виде. По способу доставки, погрузки и разгрузки строительные грузы делятся на штучные – сборный ЖБ, металлические, деревянные, трубы, технологическое оборудование (с единичной массой более 50 кг), мелкоштучные, тарно-штучные и упаковочные грузы (с единичной массой менее 50 кг), сыпучие материалы, вяжущие материалы. Пакетирование – объединение мелкоштучных грузов в укрупненной партии, размещаемых на поддонах. Контейнером называется инвентарное многооборотное приспособление для бестарной перевозки грузов. Универсальный контейнер служит для транспортировки разнообразных мелкоштучных грузов, а спецконтейнеры – для перевозки одного вида грузов или небольшой группы грузов.