структурная, фундаментальная и оперативная информация Посмотрим на содержание многочисленных процессов и актов коммуникации. Так называемая структурная информация осваивается индивидом на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения (межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации. В дальнейшем устойчивую ориентацию человека в обществе создает фундаментальная информация, приобщающая личность к профессии, науке, искусству — это уже более поздний этап вхождения человека в общество. Такая информация поступает к индивиду преимущественно по каналам специальных коммуникаций. Сравнительно со структурной информацией, она формирует его знания я интересы более актуального характера. Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические и прочие нормы сегодняшнего общества, буквально — общества сегодняшнего дня. Преимущественный канал распространения такой информации — массовые коммуникации. Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информация (относительно структурной я фундаментальной) заметно возрастает именно в сознании человека массового общества. Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода. Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые (религиозные, сословные, гендерные) перегородки внутри общества. Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной я фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры. К концу ХХ в. особенно заметными стали тенденции в СМК, связанные с моделированием информация: отбор, упорядочивание, иерархизация сообщений (первое сообщение для Коммуникатора, а затем и в восприятии Аудитории — всегда самое важное). Следует упомянуть и о такой явной возможности моделирования экранного (газетного, эфирного) пространства, как трансформация частотности явления. Но и Аудитория имеет мощное средство моделирования экранной реальности. С увеличением количества телеканалов у нее появилась возможность монтировать этот мир «по своему образу в подобию». Упомянем здесь возможности соединения персонального компьютера о телевизора, записывающей и воспроизводящей аппаратуры, видеоигр, телекоммуникаций, создания нового текста с помощью всех Средств, носящих сегодня название мультимедиа. Система приобретает родовые качества, которые в значительной степени отличают ее от традиционных массовых коммуникаций. В таких случаях теоретики коммуникативных процессов говорят, что эта система в руках пользователя максимально трансформирует информацию, дает возможность создавать гипертекст (вариации текста, звука, графического и движущегося изображения) в увеличивает возможность общаться с СМК (или с лицами, доступ к которым обеспечивает Интернет) в режиме интерактивного диалога. Рейтинговые программы — показатель потребностей Аудитории Не случайно, по социологическим данным, самыми рейтинговыми программами всегда остаются кинофильмы и информационные программы. В противовес мозаичности мира, который создает СМК, кино, как и все искусство дает иллюзию упрощенного мира, сокращенного решения загадки жизни. Что касается интереса людей к информационным программам, подчеркнем: это канал, реально подключающий человека к социуму в самых широких границах — в национальных, общемировых.