20 век стал периодом становления и развития социологии; в это время широкое развитие получил такой метод изучения текстов, как «анализ содержания» или контент-анализ (КА). КА – это методика выявления частоты появления в тексте определённых, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере всех видов общения по их содержанию. В процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения. Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях. В основе этой процедуры лежит тот же механизм, что и в основе ненаучного, обыденного нашего знакомства, например, с газетами. На основании многодневного потребления достаточно большого числа единичных материалов газеты мы получаем определённое представление о её основной стратегии, её оперативности, правдивости и т.д. на основании знакомства с содержанием, мы приходим к выводу о том, что собой представляет этот источник информации. В каждом конкретном случае исследователь разрабатывает специальную методику, которая позволяет ему по содержанию ряда материалов судить о том, что стоит за этим содержание: что можно сказать об авторе, о газете в целом, о читателях, об эпохе, к которой относится деятельность этой газеты, и т.д. на основании информации о том, что есть в тексте, исследователь делает вывод, в какой мере это отражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) социальную реальность. В общем, методика анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.