Человечество вырабатывало средства для трансляции структурной информации: язык в его речевой ипостаси(возможностей человеческого голоса); развитие «усилителей» человеческого голоса для дистанционной передачи информации: в этом ряду может оказаться гонец, передающий известия из уст в уста, или же сигнальный костер, означающий приближение врага и т.д.; изобретения письменности, а затем печати — материализация языка; создание технических усилителей речи. Некоторые исследователи удлиняют эту цепочку, считая ее началом устную речь. Подчеркнем в этом процессе момент, который необходимо отчетливо осознавать: в той мере, в какой множились способы мультиплицирования информации для дистанционно разрозненных общностей и групп, увеличивалась значимость и роль этих общностей как разделяющих ценности, генерируемые авторитарной властью. Со временем продуцирование информации становилось функцией отдельных социальных структур (религии, искусства, философии, науки и т.д.), информация становилась многообразной, многозначной, само достаточной, иногда противоречащей той, которая исходила из центра, из властных структур. Особую роль играет устное народное творчество. Например, средневековые карнавалы были для масс проявлением оппозиции власти. Теперь уже вместе с властью эти социальные институты — искусство, религия и т. д. — участвовали в создании механизмов, обеспечивающих устойчивость общества и задающих цели социального развития. На ранних этапах развития общества искусство, религия, наука, каждая из которых длительное время осуществляла передачу совокупной информации (знаний, норм и ценностей), придавала определенный запас прочности системе взаимоотношений в обществе. В ходе исторической эволюции форм общественного сознания, таких, как религия, искусство, в каждой из этих структур происходило размежевание функций по продуцированию идей и их трансляции. Так, церковь была средством, с помощью которого ежедневно воспроизводились незыблемые, неизменные тексты. В искусстве мы также видим разделение этих функций: собственно деятельность авторов и трансляция их произведений в предназначенных для этого местах (театр, цирк). В специальных способах трансляции нуждалась и власть: система гонцов и глашатаев обеспечивала передачу информации по иерархической вертикали.