Существуют разные методики изучения аудитории. Иногда важно исследовать процесс восприятия текста в процессе его создания. Такие пилотажные исследования, или исследования, работающие на опережение – для обобщения некоторых тенденций, которые будут полезны в производстве продукции прессы позднее- являются мощной ветвью в современных исследованиях СМК. Это фокус- группы; психолингвистические тесты (семантический дифференциал, тест Роршаха, ассоциативная методика и т.д); лабораторные эксперименты с видеоматериалом. Иногда их называю малые качественные методы. Тогда в лабораторных условиях воспроизводится ситуация оперирования с текстом, проводятся тесты на понимания замысла коммуникатора при создании конкретного сообщения, понимание отдельных слов, интерпритация заголовков, информированности о различных социальных реалиях.Метод фокус групп. Этот метод исторически восходит к исследованиям, проведенным в 40-х годах в Бюро конкретных социальных исследованиях при колумбийском университете США под руководством Мертона и Кэндэлла, связанных с изучением псих и соц последствий влияния СМК. Проводя групповые и индивидуальные интервью с респондентами, авторы сформулировали некоторые принципы общения, кот получили названия «фокусированного интервью». Интервьюеру известно, что опрашиваемые пережили некоторую конкретную ситуацию (просмотрели фильм, телеролик); до начала беседы исследователь проанализировал составные элементы как самого содержания воздействующего текста, так и гипотетического воздействия текста на своих собеседников ; автор разрабатывает сценарий беседы, где указываются задачи опроса, гипотезы и результаты, к которым следует стремиться; в ходе интервью следует стремиться к выявлению субъективных переживаний лиц, испытавших какое-то воздействие. Исследователи считают следующие критерии удачной оценкой состоявшегося собеседования: 1) влияние самого интервьюера на характер ответов было сведено к минимуму; 2) респондент давал полное и конкретное описание своих субъективных ощущений; 3) интервью максимально полно выявило как реакции респондентов, так и харак-ки текста, вызвашего такие реакции; 4) интервью должно макс. Выявить эмоциональные стороны ответов респондентов, оно должно продемонстрировать самые глубокие по своему значению для респондента переживания, его индивидуальные ассоциации, убеждения, мнения. Психосоциологические методы. В группу п. м входят ассоциативная методика, метод коллажа, психологическое тестирование. Известен эксперимент с использованием зарисовок. Отвечающему показывают одну или более шуточных зарисовок. Фон зарисовок дает представление о ситуации, в кот находится действующие лица. На каждой картинке изображается два персонажа, один из которых высказывается в отношение чего-либо. «Кружок « для высказывания второго персонажа оставлен пустым , и отвечающему предлагается дать такой ответ, который, по его мнению, мог бы дать второй персонаж. После обработки результатов могут выясниться преобладающие суждения, что и явится рез-ом эксперимента. Существуют еще несколько методов проектирования, наиболее известный из них –метод «чернильного пятна Роршаха».Метод семантического дифференциала. Ч. Осгуд предложил методику оценочного анализа утверждений, разработанную им совместно с Дж. Нанелли и С. Сапортой, основная цель этой методики – статистическое измерение интенсивности отношения Коммуникатора к определенным объектам в тексте , поскольку это отношение зафиксировано лингвистически. Методика состоит в том, чтобы отношение к какому- либо объекту, зафиксированное в тексте, было проинтерпретировано пользователями языка, в случае с конкретными исследователями- кодировщиками, в семантическом поле разных – диаметрально противоположных- определений , качественных прилагательных. Семантический дифференциал демонстрирует свои возможности в тех случаях, когда нужно дать обобщенную , но достаточно многоплановую оценку сложного по своим компонентам текста. Лабораторные исследования с исп тех средств регистрируют некоторые физиологические изменения при воздействии рекламных роликов, вплоть до регистрации движения глаза как отклика на определенные визуальные раздражители.