Обеспечение безопасности в учебной литературе по курсу “Правоохранительные органы Российской Федерации” обычно рассматривалось в качестве функции лишь федеральной службы безопасности (ФСБ). В учебнике под ред. проф. В.П. Ботнева дана характеристика более широкого круга органов безопасности, что представляется вполне оправданным с учетом положений Закона РФ “О безопасности”. В соответствии с Законом РФ “О безопасности” органами обеспечения безопасности РФ являются: Вооруженные Силы, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска, пограничные войска, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и сельском хозяйстве, службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения. Создание органов обеспечения безопасности, не предусмотренных законом РФ, не допускается.Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие - для отражения внутренних угроз безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся федеральная служба безопасности, таможенные органы.Общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ. Он возглавляет Совет Безопасности, совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности.