Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по отобранному набору товаров—представителей на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров (100), непродовольственных товаров (201) и платных услуг (81 наименование) – всего 382 товара и услуг.
Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные:
1) об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
2) о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.
Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов.
1. Средние цены отчетного и базисного периодов P1 и P0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической:
P1= ΣP1j / n,
где n – число зарегистрированных цен.
Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар.
Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен.
ip = P1 / P0.
2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне.
Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле:
P1= ΣΡί х d,
где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов.
3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории.
Используется модифицированная формула Ласпей—реса:
Ip = [Σ(Pjt / Pj0) × Pj0qj0] / [Σ(P1j / P0j) × Pj0qj0],
где Ip – индекс цен t – го периода по сравнению с базисным периодом;
Pj0 и Pjt – цена j – го товара или услуги соответственно в базисном и t – м периоде. Расчет индекса осуществляется с месячной периодичностью, нарастающим итогом за период с начала года.