Главная задача советской власти — "перековка" неблагополучных детей в полезных граждан.В 1917—1918гг. было обнародовано около 30 правительственных документов, на основании которых: Церковь отделялась от школы; запрещалась благотворительная деятельность; упразднялись все благотворительные организации. В конце 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению, занимавшаяся созданием новой школьной системы. 50Специальные образовательные учреждения перешли под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), который возглавлял А.В. Луначарский:умственно отсталые дети" воспитывались во вспомогательных школах;"телесно дефективные" (глухонемые, слепые, калеки) — в специальных заведениях.Модель закрытого интерната, в котором дета с отклонениями в развитии изолировались от общества, постепенно становится основной. Постановление СНК РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" (1926) регламентировало учебно-воспитательный процесс в учреждениях специального образования, число которых в первое 10-летие советской власти сократилось по сравнению с дореволюционным периодом.Оформление новой системы произошло в конце 20-х гг. Цель специального образования - "подготовка через школу и труд к общественно полезной трудовой деятельности". Наркомпросу поручено подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых Госплан должен создать сеть школ и классов для умственно отсталых детей. Н.Н. Малофеев отмечает, что принципиальным отличием специального образования в СССР является его цензовый характер. Постановление ЦК ВКП(б) "О всеобуче" не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространяло на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. Таким образом, был установлен для всех без исключения категорий детей школьного возраста единый образовательный ценз.Источник финансирования системы специального образования — госбюджет.2. Особенности развития системы специального образования в 50—60-е гг.:дифференциация учреждений специального образования - появление их новых видов и типов;расширение их сети, чему способствовали школьные реформы — введение обязательного 8-летнего образования (1959), а затем и 10-летнего (1966).3. Государственная система специального образования в 80-х гг. в СССР:в массовых школах начали открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития;в конце 80-х п. были организованы первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых.К 1 990 г. общее число специальных школ составило 2789 (около 575 тыс. учащихся).Имелось 8 видов специальных школ и 15 типов специального обучения.В дошкольных учреждениях - более 300 тыс. детей с отклонениями в развитии.Позитивные стороны специального образования я СССР:структурное совершенствование, дифференциация, расширение охваты специальным обучением нуждающихся в нем детей;высокий уровень развития методологических, теоретических и методических основ специальной педагогики.Недостатки системы:цензовый характер образования аномальных детей, что способствовало разделению данной категории на "обучаемых" и "необучаемых". отстранению на второй план целенаправленного формировании жизненной компетенции, социально-эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями;структурное и содержательное единообразие;отсутствие законодательного права на специальное образование всем категориям нуждающихся детей:наличие практически непреодолимого барьера между детьми, содержащимися в условиях закрытою типа, и окружающим миром;несовершенство государственной системы выявления, диагностики и учета детей с отклонениями в развитии; отсутствие социальных программ поддержания семьи, воспитывающей особого ребенка;неукомплектованность учреждений кадрами специалистов-дефектологов.Специальные образовательные учреждения перешли под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения (Наркомпросй), который возглавлял А.В. Луначарский:- "умственно отсталые дети" воспитывались во вспомогательных школах;- "телесно дефективные" (глухонемые, слепые, калеки) — в специальных заведениях.Модель закрытого интерната, в котором дети с отклонениями в развитии изолировались от общества, постепенно становится основной. Постановление СНК РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" (1926) регламентировало учебно-воспитательный процесс в учреждениях специального образования, число которых в первое 10-летие советской власти сократилось по сравнению с дореволюционным периодом.Оформление новой системы произошло в конце 20-х гг. Цель специального образования — "подготовка через школу и труд к общественно полезной трудовой деятельности". Наркомпросу поручено подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых. Госплан должен создать сеть школ и классов для умственно отсталых детей. Н.Н. Малофеев отмечает, что принципиальным отличием специального образования е СССР является его цензовый характер. Постановление ЦК ВКП (б) "О всеобуче" не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространяло на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. Таким образом, был установлен для всех без исключения категорий детей школьного возраста единый образовательный ценз.Источник финансирования системы специального образования — госбюджет.2. Особенности развития системы специального образования в 50— 60-е гг.:- дифференциация учреждении специального образования -* появление их новых видов и типов;- расширение их сети, чему способствовали школьные реформы -введение обязательного 8-летнего образования (1959), а затем и 10-летнего (1966).Государственная система специального образования в 70— 80-х гг. в СССР:в массовых школах начали открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития;в конце 80-х гг. были организованы первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых.К 1990 г. общее число специальных школ составило 2789 (около 575 тыс. учащихся).Имелось 8 видов специальных школ и 15 типов специального обучения.В дошкольных учреждениях — более 300 тыс. детей с отклонениями в развитии.Позитивные стороны специального образования в СССР:структурное совершенствование, дифференциация, расширение охвата специальным обучением нуждающихся в нем детей;высокий уровень развития методологических, теоретических и методических основ специальной педагогики.Недостатки системы:цензовый характер образования аномальных детей, что способствовало разделению данной категории на "обучаемых" и "необучаемых", отстранению на второй план целенаправленного формирования жизненной компетенции, личностного, социально-эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями;структурное и содержательное единообразие;отсутствие законодательного права на специальное образование всем категориям нуждающихся детей;наличие практически непреодолимого барьера между детьми, содержащимися в условиях закрытого типа, и окружающим миром;несовершенство государственной системы выявления, диагностики и учета детей с отклонениями в развитии;отсутствие социальных программ поддержания семьи, воспитывающей особого ребенка;неукомплектованность учреждений кадрами специалистов-дефектологов.