Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.Для оказания помощи открываются следующие группы:- младшая (от 2,5 до 3,5 лет);- средняя (от 3,5 до 5 лет);- старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):- в школу (или) класс для детей с ЗПР;- общеобразовательную школу;- специальную школу соответствующего типа.2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:- диагностические;- воспитательные; - коррекционно-развивающие;- оздоровительные;- образовательные.Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:- общее и коммуникативное взаимодействие;- физическое воспитание;- развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространствен-;! ной координации;- сенсорное развитие;- музыкальное воспитание;- предметная деятельность и игра;- познавательное развитие;- социальное воспитание;- развитие продуктивной деятельности;- подготовка к школьному обучению.Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит вое-* питатель:уроки здоровья;лепка;аппликация;рисование;конструирование;ручной труд;физическое и трудовое воспитание;обучение игре;социальное развитие;ознакомление с окружающим миром.Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых де-фектологом:социальное и познавательное развитие;ознакомление с окружающим миром;обучение игре;математика;развитие речи и тонкой ручной моторики;подготовка к обучению грамоте.Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.;в коррекционных классах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР", 1981).Особенности обучения в коррекционном классе:адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.);индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).Образовательный процесс в классе коррекционно-развиваюшего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе: учета актуальных возможностей ребенка; охраны и укрепления его здоровья; создания благожелательной образовательной среды; _ взаимодействия с родителями. По данным, которые приводит Н.М. Назарова, около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучаться далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР - только в условиях коррекционного класса. Многие школьники с задержкой психического развития (после 9 лет обучения) продолжают свое образование (вечерние школы, профессионально-технические училища, техникумы) или устраиваются на работу.4. В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя:различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗП Р, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения;ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования;совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);нормативное и учебно-методическое обеспечение практики, образования детей с ЗПР;определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;разработку моделей служб консультативной помощи семье;подготовку соответствующих педагогических кадров. Система комплексной помощи детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, авторы - В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др., Институт коррекционной педагогики РАО, 1993.