Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (определение И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина).Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (И.М. Назарова).Меголы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями,По классификации Ю.К. Бабанского в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы:организации и осуществления учебно -познавательной деятельности;стимулирования и мотивации учения; »/ контроля и самоконтроля.К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся перспективные - передача и воелрия1ме учебной информации посредством чувств; особенные — лекция, рассказ, беседа;наглядные — демонстрация, иллюстрация;практические — упражнения, опыты;логические — индуктивные, дедуктивные, аналогии;гностические — организация и осуществление мыслительных операций — проблем но -по исковые, репродуктивные, исследовательские;самоуправления учебными действиями — самостоятельная работа с книгой, приборами.Методы стимулирования и мотивация учения:формирование интереса к учению — познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний;формирование долга и ответственности в учении - поощрение, порицание и др.Методы контроля и самоконтроля — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей: на начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных - вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими;логические и гностические методы используются ограниченно — из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии;сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность работы.Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.По А. С. Макаренко - "инструмент прикосновения к личности".Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач.По классификации И. Щукиной выделяются следующие группы методов воспитания:формирование сознания личности ~ рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;организация деятельности и формирование опыта общественного поведения — упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации:стимулирование поведения и деятельности — соревнование, поощрение, наказание.4. На практике методы воспитания выступают сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель учитывает:закономерности и движущие силы воспитания;индивидуально-типологические особенности и уровень воспитанности детей;природу конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок.Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.Н.М. Назарова отмечает, что наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, задержка психического развития, речевые и слуховые недостатки) такие методы:- упражнение; приучение;- воспитывающие ситуации,- арттерапия (помощь средствами искусства).Приучение и упражнение целесообразно сочетать с объяснением, беседой, инструктажем, примером и т. п.Воспитательные возможности беседы, рассказа, разъяснения на начальных этапах специального образования имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, интеллектуальной недостаточности, бедности социального опыта детей, имеющих отклонения в развитии, В этом случае более эффективным является метод примера.Методы стимулирования поведения и деятельности детей с особыми образовательными потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии с воспитывающей ситуацией, с учетом гребований индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка. Так, не следует злоупотреблять поощрением, в противном случае оно может породить зазнайство и самоуспокоенность.В подростковом и юношеском возрасте педагогически целесообразны методы формирования сознания личности и методы стимулирования.Согласно ст. 15 Закона РФ "Об образовании" применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо,5. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т. Лихачеву).Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она - организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания.Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах.Разработка оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.