Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.Основные виды форм организации обучения;индивидуальная; групповая; фронтальная; классно-урочная.Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и т. п.Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую.При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (обычно 3-5 чел.)- Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия.Может применяться для различных целей: решение задач и упражнений; выполнение лабораторных и практических работ; изучение нового материала.Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой.Такая форма организации обучения обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню образования. Вместе с тем при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого ученика.3. Классно-урочная система - основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);классифицирование (планирование) обучения;осуществление учебного процесса в виде уроков;постоянное чередование уроков;вариативность деятельности;педагогическое управление.Урок - ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса.По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяются уроки:комбинированные, или смешанные;изучения нового материала;формирования новых умений;закрепления знаний, умений;обобщения и систематизации;практического применения знаний, умений;контроля и коррекции знаний, умений;интегрированные;нестандартные.4. Особенности применены организационных форм специального обучения таковы. Индивидуальная форма целесообразна, когда:у ребенка наблюдаются тяжелые и множественные нарушения в развитии и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля, многократности повторения;ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия;ребенок обучается на дому.Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий - 20—30 минут.Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекционных занятий, развитии речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения.В средних и старших классах уроки, как правило, традиционного типа.Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе.В необходимых случаях на уроке учителя используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других.5. Дополнительные формы организация педагогического процесса в системе специального образования: экскурсии; самоподготовка; добавочные занятия и т.п.Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:- факультативы;- кружки;- клубы по интересам и т. д.