Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);2) потребности в безопасности и порядке (государство);3) потребности в добывании средств существования (производство);4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Эти институты складываются на материальном базисе общества;2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти;3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;4) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам.