Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.Широкое распространение средств массовой коммуникации породили понятие общего информационного поля. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных аудиторий, воздействуя на мнения и поведение людей.Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Человек, передающий информацию, – коммуникатор; человек, воспринимающий ее, – реципиент.В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами. Информационный обмен – глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов межличностного влияния, различных уровней передачи информации.Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения (интерпретация информации).Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику.Разработаны различные классификации невербальных средств общения.Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека.Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.Просодика – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.).Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения.Общение всегда пространственно организовано. Э. Xолл ввел термин «проксемика» («близость»). К прок-семическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве.Э. Холл определил нормы дистанции четырьмя расстояниями:1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;3) социальное (от 120 до 400 см) – при официальном общении;4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями.