Существуют три социально-психологических типа личности.Пикники адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт.Атлетики общительны и социально активны.Астеники чувствительны к изменению своего статуса, страдают клаустрофобией.Типы высшей нервной деятельности.Сангвиники отличаются приподнятым настроением, быстрым мышлением.Флегматики – спокойные, удовлетворенные люди. Действия холериков отличаются резкостью, у них ослаблен инстинкт самосохранения.Меланхоликов отличают колебания и осторожность в решениях.Холерики – наиболее конфликтные личности.Характеристики личности дополняются ее экстра-вертивностью или интровертивностью. Экстраверсия отличается сосредоточенностью на внешнем мире, принижением личной значимости. Интроверсия характеризуется фиксацией на внутреннем мире.Истинкты – генетически фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Типы людей по доминированию инстинкта следующие: эгофильный тип (инстинкт самосохранения); генофильный тип (инстинкт продолжения рода); альтруистический тип; исследовательский тип; доминантный тип; либертофильный тип (инстинкт свободы); дигнитофильный тип (инстинкт сохранения достоинства).Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.Факторы психического развития – то, что определяет жизнедеятельность личности. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними.Внешними выступают окружающая среда и общество, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.Предпосылки психического развития – внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависит уровень психического развития индивида.Внешние предпосылки – особенности воспитания человека, внутренние – желание совершенствоваться.Уровень психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности.Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способности человека (навыки и умения личности).Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек справляется при небольшой помощи.Основные социально-психологические особенности личности определяются:1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения;2) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;3) степенью осознанности своего места в обществе;4) характером потребностей и интересов;5) спецификой соотношения различных личностных качеств.