Доминирующей концепцией в научной литературе 50—60-х гг. был техницизм — идейное обоснование преобразующей общественно-производственной технологии. В этом понимании преобразующая технология предполагает вторжение в естественные процессы и их видоизменение в соответствии с потребностями человека, замещение естественных элементов среды искусственными. Техницизм основывается на антропоцентристском взгляде, воспринимающем окружающую среду как арсенал средств, использующихся обществом в процессе поступательного научно-технического прогресса. Критерием прогресса провозглашается качественное преобразование окружающей среды, приспособление ее к нуждам человека, возрастающее пропорционально развитию науки и техники.Присущую техницизму модель отношения к природе в наибольшей степени реализовала биотехнология, олицетворяющая взгляд на природу как на что-то подвластное человеку. Если в XVIII в. природа рассматривалась как каталог органических форм, созданных мудрым творцом, а в XIX в. как арена конкурентной борьбы живых организмов за существование, то в XX в. под влиянием генетики возникло понимание организмов как запрограммированных систем, поддающихся перепрограммированию при наличии надлежащих научных знаний и технических методов. В русле техницизма были созданы многочисленные социологические теории общественного развития, среди которых наибольшую известность получили концепции индустриального и постиндустриального общества, постулирующие позитивную роль научно-технического прогресса. С этой точки зрения понятия «качества жизни», процветания, гармонии и стабильного существования неотделимы от роста материального благосостояния, развития техники и технологии. Однако проявившиеся в 1960-е годы кризисные экологические последствия, технические и этические «побочные эффекты» научно-технического прогресса заставили усомниться в разумности избранного пути, начался пересмотр ценностей неограниченного потребления, приведший в ряде случаев к технофобии.