Духовность человека уже давно подорвана его безмерным притязанием к "прибыльной" природе. Алчность наживы отдаляет человека от природы, разрывая естественную цепь: природа-духовность-производство-природа Отсутствие звена "духовность" рано или поздно ведет к саморазрушающейся экономике. Если материальная обеспеченность (достаточность) сохраняет общество, то духовная нищета его разрушает. Накопление духовного богатства общества - это и есть созидание природы. Именно духовность направляет производство материальных благ (экономику) в необходимое для природы и человека русло, обеспечивает сохранность самой жизни. Духовность общества - это его социальный капитал, наследие предыдущих ступеней культуры. Истоки данного процесса лежат в ноосферных началах человека. Человечество от остального мира отличает социальное содержание. Сущность человеческого общества определяет не столько производство материальных благ и связанная с ним материальная культура, сколько его духовная жизнь. Не существует "научного мировоззрения", построенного только на данных естествознания. В нашем понимании жизни всегда присутствует нечто, лежащее за пределами науки. Кроме того, человек не может руководствоваться в своих поступках лишь тем, что принесло ему изучение природы. Высшие категории смысла и ценности, добра и зла лежат в области веры. Поэтому, по словам Макса Планка, "наука и религия в истине не противоречат друг другу, но они для каждого мыслящего человека нуждаются во взаимном дополнении друг друга". Природопользование как духовно-материальный процесс выражает собой всю сложность взаимодействия общества и природы, приобретая на поверхности социальной жизни конкретные экономические формы. Современные экономические отношения не до конца отражают духовно-культурную сторону взаимодействия общества и природы (некоторые экономисты вообще отрицают необходимость рассматривать нравственные истоки экономики, полагая, что для последней - это надуманная и ненужная категория). Единство духовно-материального процесса природопользования отражает его экологическую направленность. Исходя из вышеизложенного, материальная деятельность людей (производство) не может иметь иной формы своего существования, как экологическая экономика.