В любом цивилизованном обществе природные ресурсы — вода, недра, земля, атмосфера воздух, флора и фауна — являются объектами специальных законоположений и постановлений, регламентирующих их использование и охрану. Совокупность природоохранных норм и правовых актов образует природоохранное законодательство. В настоящее время в России осуществляется переход от административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Однако в условиях гипертрофированного развития рынка наметилась реальная опасность для сохранения и воспроизводства природных ресурсов. Имеется множество фактов, когда сиюминутная прибыль не останавливает товаропроизводителей перед нарушением элементарных экологических норм. Некоторыми примерами могут служить: быстроразвивающиеся неконтролируемые вылов рыбы и вырубка леса, злоупотребления удобрениями для получения максимального урожая овощей (зараженных нитратами), получение низкокачественных колбас и сыров с нарушением технологии и выбросами отходов, загрязняющих окружающую среду. Погоня за прибылью привела к тому, что под лозунгом конверсии разрезались ракеты на лом, а радиоактивно загрязненный металл обшивки получал неконтролируемое распространение. В этом случае должен неукоснительно работать основной принцип: вся ответственность лежит на товаропроизводителе. Кто загрязняет, тот должен полностью возмещать у нести юридическую ответственность. В России в целях совершенствования системы управления и регулирования использования природных ресурсов образован Государственный комитет по охране природы (Госкомприрода). Комитет должен осуществлять: комплексное управление природоохранной деятельностью, координацию деятельности ведомств в этой области, государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов. Нормативные акты по охране природы и рациональному природопользованию подразделяются на законы и подзаконные акты. В частности, к законам относятся Основы гражданского, земельного, водного, горного, лесного законодательства России, а подзаконными актами служат нормативноправовые акты государственных органов автономий, издаваемые на основании законодательных актов, постановления административнотерриториальных органов, а также отраслевые и ведомственные инструкции, указания, правила. Примерами ведомственных и отраслевых нормативных актов являются: «Строительные нормы и правила», «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий», «Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» и др.