Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законодательных и иных нормативно-правовых актов можно подразделить на три группы: законодательство об охране окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство. Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда в целом, второй – природные комплексы, третьей – отдельные природные объекты. Так как в систему экологического законодательства входят различные нормативно-правовые акты Президента РФ, федеральных министерств и ведомств, федеральные законы и иные документы необходимо компетентное, профессиональное упорядочивание законов, то есть их совершенствование. Однако обеспечение экологического правопорядка зависит не столько от изменений законодательства, сколько от его надлежащего применения. Основные изменения законодательства видятся в следующем:- усиление экологических прав граждан с расширением возможностей контроля за экологической обстановкой и экологической деятельностью государственных органов и должностных лиц;- расширение сферы свободы экологической и иной, связанной с состоянием окружающей среды информации; - создание стройной федеральной системы государственного управления качеством окружающей среды во главе с координирующим органом; - усиление экономических механизмов воздействия на загрязнителей среды, стимулирование экологически чистых технологий и выпуска экологически чистой продукции;- введение в содержание законов сравнительно нового для России явления и правового института в виде оценки воздействия на окружающую среду — ОВОС. По аналогичному пути должны развиваться и остальные акты собственно экологического законодательства — законы, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств. Совершенствование эколого-правовой системы находится в сфере органов местного самоуправления. Активизируется правотворческая деятельность субъектов Федерации, которые принимают уставы и иные основополагающие законы о своей деятельности и призваны восполнять пробелы в федеративном экологическом законодательстве по вопросам совместной компетенции, конкретизировать федеральные и собственные акты по вопросам охраны окружающей среды, развивать собственную правовую экологическую систему в соответствии с законодательством РФ. Подходы к совершенствованию природоресурсного законодательства видятся в следующем:- уравнение в правах различных форм собственности на природные ресурсы - в соответствии с Конституцией РФ;- придание природоресурсным отношениям характера гражданско-правовых при сохранении специфики публичности, природопользования и ресурсопотребления;- открытие или раскрытие природоресурсных отношений, т.е. вовлечение в их обсуждение, контроль, охрану, использование граждан, органов местного самоуправления, средств массовой информации;- устранение монополизма в эксплуатации природоохранных сооружений, - привлечение антимонопольных средств воздействия;- повышение роли судов в рассмотрении споров в связи с природными ресурсами;- учет и использование регионального, экосистемного принципа в экологическом управлении и контроле;- первоочередность использования природных ресурсов в рекреационных и иных гуманитарных целях.