Термин "неолитическая революция", введенный в науку английским археологом В. Г. Чайлдом в 1925 году, завоевал широчайшую популярность. Можно без преувеличения сказать, что за последние десятилетия это понятие заняло прочное место во всех без исключения учебных курсах по древней истории человечества. Даже в работах, весьма далеких от прямого изучения историк первобытного общества, его используют свободно, как что-то само собой разумеющееся и очевидное. Что это, как не свидетельство полного торжества концепции? Хотя в свое время была и критика, и немало упреков. Значит, критики были не правы и их претензии можно считать неосновательными? Так можно было бы думать, если бы вопросы научной истины решались простым большинством голосов. К счастью, это не так... Почему Чайлд и его последователи видели в "неолитической революции качественный скачок, поворотный момент в истории человеческого общества? Цепочка их рассуждений построена на железной логике и, кажется, не имеет никаких уязвимых мест. Неолитическая революция обозначает тот выдающийся в истории человечества рубеж, когда совершился переход к земледелию и скотоводству, или, иначе говоря, производящему хозяйству. Он действительно поставил людей в совершенно новые отношения и друг с другом, и с природой. Иным стал и сам труд, и отношение к нему. Иное содержание приобрело владение землей, которая, по словам К. Маркса, стала теперь не только предметом, но и продуктом человеческого труда. Тяжелый земледельческий труд все прочнее привязывал человека к земле, а рост урожайности позволил отказаться от прежнего бродячего образа жизни. Появились долговременные поселки с прочными жилищами, возросла плотность населения, углубилось общественное разделение труда, усложнилась система управления обществом, произошли изменения в системе мировоззрения...