1.ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ.Вариант объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему.Основное внимание уделяется вопросу какую именно информацию о семье и в какой последовательности психотерапевт должен получить в ходе ее изучения.Все схемы данного типа нацеливают психолога на получения двух видов,данных о семье:1)сведения о семье,ее состоянии,возрасте членов семьи,соц.слой,что имеет отношение к семье;2)сведения об отдельных аспектах функционирования семьи (модель МАК-МАСТЕРСА). Ориентирование психотерапевта на 6 аспектах функционирования семьи:1) способность к решению проблем; 2)коммуникации в семье; 3) семейные роли;4)аффективная отзывчивость, 5) аффект.вовлеченность; 6) контроль над поведением.Цель данной модели-получить всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент.2. ПРОБЛЕМНЫЙ.-сем.психотерапевт,который изучает неблагоприятную семью выявляет особенности,определенную неспособность семьи справляться с психической нагрузкой.Используется метод выявления и изучение типовых слабых мест семьи.«Трехосевая»классификация проблемных семей.Основная цель сем.психотерапии-использ.данную диагностическую схему.В рамках проблемнога подхода-поиск признаков,проблем,а не анализ функции и структуры семьи в целом.Недостаток данной модели-нецельный анализ семьи и симптоматическое лечение семьи.3.ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ-Это диагностич.схемы,кот.выявляются факторным анализом.Это метод матем.статистики ,возможность «экономического описания» объекта,т.е. выявления таких характеристик объекта,кот.дают более полную информацию о нем.Круговая модель (ОЛЬСОН)Выделяет 2 сем.фактора,кот.наиболее полно характеризуют семью:семейная согласованность и сем.адаптированность.Семейная согласованность-это степень эмоциональной связи между членами семьи.При максимальной выраженности этой связи члены семьи эмоционально взаимовыражены.При минимальной выраженности имеется эмоциональная автономность каждого члена семьи.Семейная адаптированность-характеристика того,на сколько гибки и выражены отношения в семье.4.ИНТУИТИВНАЯ ТАКСОНОМИЯ.При данном подходе выделяются определенные группы семей,кот.сод-т нервно-психич.растройства.Основной акцент на интуицию и опыт семейного психотерапевта.Диагностика сводится к установлению того,к какому типу принадлежит исследуемая семья. Типы семьи:1)динамическая(сверхподвижная)характеризуется полным отсутствиему стойчивости, определенности ритма жизни.2)неуверенная-многочисленные страхи по отношению к окружающему миру,ярко выражен.ипохондричность.3)сверхустойчивая с доминир.значением жизни семьи устоявщихся привычек,сем.рутины,устойчивости и неизменности даже в случае крайней необходимости.4)летаргическая-ослабленность мотивацион.сфер семьи,отсутствие инициативы,нежелание откладывать силу в какую-либо сферу жизни,идти по линии наименьшего сопротивления.5)демонстративная-создание определенных впечатлений у соц.окружения.5 подходов изучения семьи по Р.Хиллу:1) Институционально-исторический подход(эволюционизм)2) Структурно-функциональный3) Интеракционистско- ролевой анализ, символический интеракционизм4) Ситуационно-психологический подход5) Дивелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи)Первые 2 подхода ориентированы на изучение семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе, а так же динамике семейных структур и их соц.последствий. Три последующих сводятся к теории соц.поведения личности и групп.Методы: 1) Наблюдение-восприятие поведения людей в семейной ситуации с последующей фиксацией происходящих событий Психолог не вмешивается в действия членов семьи, за кот. наблюдает. запись наблюдений- фактологическая, без выводов и интерпретаций2) Метод анализа конкретных ситуаций- всесторонне исследование(тесты ,изучение биографии , проведение собеседования)3) Опрос-работа с определенной выборкой(по телефону ,личная беседа, анкета по почте)результаты требуют кропотливого изучения.4) Статистические методы – полезны для изучения многих зависимостей, но ограниченны в плане обнаружения причинно-следственных связей5) Эксперимент – это единств. метод ,позволяющий достоверно установить ,что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное появление другого.Психодинамический подход к семье.(Берет начало в работах Фрейда)Семья понимается, как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы, которые позволяют конструктивно переработать энергию базовых влечений.Развитие личности имеет несколько событий, которые являются психологически травмирующими для человека:- отнятие от груди- формирование навыков опрятности (приучение к горшку)- рождение младшего ребенка- выход в школу и детский сад (ослабление инфантильной зависимости ребенка от родителей)- обретение независимости от родителей (автономизация)- смерть одного из родителей.Развитие личности понимается как процесс в двух направлениях:1. освобождение от инфантильной зависимости2. формирование самоопределения по типу взрослого человекаОт эгоцентрического представления о себе как центра семьи к адекватному осознанию себя и своего места в обществе, как это бывает у взрослых людей.Понятие "семейные мифы" - это ригидные и возможно неадекватные жизненные принципы, передаваемые родителями своим детям, и эти жизненные нормы отражают вытесненные психологические проблемы родителей."Семейная тревога" - возникает в том случае, если они испытывают неприемлемые для осознания влечения по отношению к кому-то из членов семьи. (Эдипов комплекс)Юнгеанский подход к семьеИндивидуация - путь к себе, личностный рост (Юнг).Для нее необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования.Архетипы жен и мужей.Архетипы брачных отношений.1. крестьянский брак - общее дело тянут за собой2. брак "детский приют" - сказка о золушке (добирает в брак то, что не добрал в семье родителей)3. политический брак4. рабский брак (подчинение одного другим)5. Гуманистический подход к семье. В.Сатир, Э.С.СпиваковскаяСемья рассматривается как социальная среда, способствующая личностному росту.Огромное значение внутрисемейного общения:однозначное - общение, в котором человек проявляет то, что чувствует реально, истинные эмоции (содержание всех коммуникативных каналов одинаково)двусмысленное - противоречивое содержание коммуникативных каналов (партнер находится в растерянности: чему верить?)Семья - благополучная, неблагополучная.благополучная - особая жизненная сила и комфорт в семье; уверенность в себе характерна для членов семьи; общение однозначное, открытое. Благополучная семья - образцами ее являются люди зрелые в личностном плане, и дети тоже зрелые, соответственно своему возрасту.неблагополучная - печать несчастья на лицах; общение двусмысленное, спутанное, нечестное, страх быть отвергнутым, наказанным. Неблагополучная семья - незрелая - встречаются две полуличности в надежде что-либо путное сделать.