Совр. семья переживает кризис. Проявления кризиса: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей. Также это резкое сокращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. в 1990 г. в I квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. - 246,1 тыс. браков. Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив число заключенных браков. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность - 16,2 человек. Развитие совр. семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи - персоналитарную (от лат. persona - особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе. -----------------------------------4Кризис связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы.Кризис современной семьи понимается демографами как кризис институциональный, то есть кризис семьи как социального института, проявляющийся в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой общества», одной из важнейших и основных функций которой является репродуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабилизируется социальными факторами. Существенно возросло значение личностных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и уже практически невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований. Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может объясняться ослаблением регламентирующего влияния социальных норм и правил. Кроме того, это может отражать формирование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнедеятельность которого зависит в большей степени от их личной ответственности.Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформационные процессы в современной семье, требующие анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов. Современная семья представляет собой союз, во-первых, мужа и жены, затем родителей и детей и, в-третьих, более широко, союз родственников и свойственников. Сначала мы рассмотрим ослабление связи супругов. Из чего видно, что союз супругов становится все более и более непрочным? Доказательством служит многое: - все быстрее и быстрее растущий процент разводов и "разлучений от стола и ложа"; - уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами "законного брака"; - рост "внебрачных" союзов мужчины и женщины; - рост проституции; - падение рождаемости детей; - уничтожение религиозной основы брака; - все более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством. Уже само по себе развитие этих явлений служит признаком падения современных "устоев" семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством. Очертив кратко признаки, свидетельствующие о разложении и ослаблении семьи как союза супругов, перейдем теперь к краткой характеристике тех "уклонов", которые произошли в семье как союзе родителей и детей. Падение родительской власти над детьми — такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей. Происходящий в наше время перелом отношений родителей и детей означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства, постепенную утрату семьей ее учительски - воспитательной роли и приобретение этой роли обществом и государством. Время, проводимое ребенком в семье, все более и более укорачивается. Раньше ребенок получал образование и воспитание в семье ("домашнее образование"). Затем с появлением общественных школ ребенок с 7—8 лет переходил от семьи к школьному воспитанию и обучению. Первые годы до последнего времени он все же проводил в семье. Но теперь, с быстрым ростом и распространением детских садов, площадок, детских игр и т.п., — и в эти годы уже ребенок переходит в руки общества, выходит из-под крова семьи в широкий мир своих сотоварищей, в мир "детского общества" и в среду "детского государства". Наконец, современная семья распадается и как хозяйское целое. До сих пор наряду с другими задачами она выполняла и хозяйственные функции. Семья была одновременно и "очагом" в смысле кухни и стола, приготовления запасов, одежды, необходимых для хозяйства предметов и т.п. В прошлом она была целой хозяйственной единицей, или, говоря языком экономистов, "замкнутым натуральным хозяйством". Машины, торговля и магазины отняли у нас множество хозяйственных дел. Не раз воспетый семейный обед, или чай, или кофе, с прекрасной хозяйкой за столом, с радушным хозяином и милыми детьми — этот образ отходит в прошлое. На место их приходят прозаические рестораны, кафе и столовые, и чем плотнее население, чем крупнее центр и город, тем быстрее выживают эти "публичные" учреждения старый, милый образ застольных семейных картин. Одним из проявлений кризиса семьи является – развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике ежегодно расторгается примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их общего количества) и образовывается 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности. По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей. Основной причиной разводов, на мой взгляд, является неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу. Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное «лёгкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод.Просто для чтения. Равный брак. Кризис современной семьи.Каждый тип брака тесно связан с уровнем развития общества. Патриархальное общество трудно представить без патриархального брака, с его установившимся и освященном веками порядком, многодетностью, поверхностными отношениями между мужчиной и женщиной.Современное общество, в первую очередь речь идет о странах Запада, о бизнес-сообществе в России, безусловно, тяготеет к равному браку, с эмансипацией женщин, феминизацией мужчин, падением интереса к воспитанию детей. Общество будущего, которое еще только создается, скорее всего, отдаст предпочтение духовному браку, в котором на первое место выйдет творческое содружество мужчин и женщин. Однако будущее еще только формируется, и пока духовный брак с его обособленностью от общества выглядит преждевременным. И только романтический брак в любые времена одинаково! уместен и столь же одинаково не типичен.Изучая проблемы равного брака, мы получим достаточно точное описание современного института семьи, сумеем объяснить тот кризис, в который угодил весь современный цивилизованный мир, а вслед за ним и все мы.Итак, речь пойдет о браке, в котором встречаются мужчина и женщина, обладающие принципиально различными подходами к организации внешней стороны бытия, но зато с одинаковым типом мышления, одним стилем ведения дел. Отсюда вытекает главная стратегическая линия брака — минимальный интерес к бытовым вопросам, с одной стороны, и налаживание эмоциональных, интеллектуальных, деловых контактов — с другой. Все, что было так важно в патриархальном браке, — порядок, разделение труда на мужской и женский, четкий режим дня, наличие многочисленной домашней утвари, огромные запасы провианта и т. д. и т. п., все это теперь не так уж важно, все это мешает, отвлекает от главного — постоянного напряженного выяснения отношений.Для любого другого брака мощное и нелицеприятное выяснение отношений было бы губительно, но в равном браке оно не приводит к ухудшению, а сплошь и рядом даже полезно. Можно ругаться, можно ссориться, хотя лучше всего, конечно, просто обсуждать различные проблемы, а еще лучше — обсуждать подробности какого-нибудь совместного дела, скажем бизнеса или политических мероприятий. У большинства удачливых современных политиков брак именно равный. Помогает равному браку обстановка обоюдной заряженности супругов на внешние дела, в ущерб внутреннему благоустройству семейной жизни.Еще недавно мы и помыслить не могли о том, чтобы выйти из стереотипов патриархального брака. В семье Должен быть глава, он же кормилец и добытчик. Должен быть налажен быт, свое, домашнее, и дешевле, и вкуснее, и полезнее. Ну и наконец, что за семья без детей... Равный брак не только подвергает эти стереотипы сомнению, но попросту отрицает их.Начнем с того, что зарплаты мужа стало не хватать на возросшие потребности семьи, жене пришлось идти работать. Потом (или одновременно) вполне привычным стало женское высшее образование. Никого уже не удивляет тот факт, что женщины все чаще имеют более престижную и высокооплачиваемую работу, чем мужчин Неизбежным в такой ситуации стало снижение интереса к рождению и воспитанию детей, перепоручение их на разных этапах воспитания яслям, детсадам, школам, бабушкам, нянюшкам, прочим третьим лишним. Все описываемые трансформации и есть переход от патриархального брака к равному. Неналаженность и запущенность быта компенсируется более высокими доходами семьи, где оба супруга находятся при деле. Нет своих могучих запасов, зато есть возможность купить готовое, сходить в ресторан, нанять кого-то, в конце концов. Высвобождается огромное количество времени, физических и психологических сил для деловой и творческой активности мужа и жены.Ну а что же дети? Казалось бы, на детях все эти трансформации никак не должны отражаться. Однако это глубоко не так. В равном браке разрушается тот самый детский мир, без которого невозможно вырастить психологически уравновешенного ребенка. От постоянных споров, изменений, нововведений мир теряет четкие очертания. Не установившаяся еще психика ребенка ищет опоры и не может ее найти, все зыбко, все плывет, ребенку трудно фиксировать свое движение, свои изменения, не имея точки отсчета. Раньше времени инициируется интеллектуальная сфера ребенка, что может радовать родителей, но на деле это вредно, как и все, что происходит раньше времени. Ребенок должен научиться ходить, бегать, говорить, а лишь потом думать, анализировать, сомневаться...И наконец, самое главное — в равном браке рано или поздно возникает дилемма: или брак, или дети. Как бы сознательно родители ни хотели уделить внимание детям, они все равно начинают чувствовать, что дети мешают им, отвлекают от дел, не дают общаться мужу женой, а жене с мужем. В патриархальном браке детусиливают взаимную любовь родителей, улучшают отношения между ними и от этого становятся еще лучше. В равном браке дети очень рано начинают понимать, что мешают родителям, и, таким образом, происходит обратный резонанс: поиски душевного контакта происходят на стороне — у бабушки, в детсаду, у воспитателя, учителя и т. д., вплоть до дурной компании.Другой очень важный аспект состоит в равенстве супругов. Равная зарплата, равная степень участия в хозяйстве, равный авторитет в решении семейных проблем — все это радует защитников прав человека, но безумно огорчает защитников прав детей. Дело в том, что равный брак делает женщину много мужественнее, а мужчину мягче, слабее, безответственнее. В результате мать не может дать детям нужного количества ласки, нежности, тепла, а отец не гарантирует семье необходимой защиты, не является энергетическим щитом, отчего теряется одно из главных условий существования нормальной семьи — ощущение некой своей территории. Грубо говоря, в равном браке слишком сильны сквозняки, слишком тонки стены, слишком мало тепла.Воспитание в семье, где различить отца и мать можно лишь по одежде, в итоге принесет вполне ожидаемые результаты — слишком сильные девочки и слишком слабые мальчики. Так начинается цепная реакция постепенного размыва половых различий, постепенного разрушения семьи как места рождения и воспитания детей.Запад, а теперь и Россия вполне ощутили на себе последствия торжества стереотипов равного брака: рождаемость падает, количество разводов (хоть и не всегда оформленных юридически) растет, дети все чаще переходят на попечение государственных и общественных организаций. Держатся лишь те страны, в которых по-прежнему сильны стереотипы брака патриархального. Разумеется, вернуться в прошлое невозможно, историю вспять не повернуть, то, что сейчас происходит с женщинами, иначе как бунтом не назовешь, и ни в каком, даже самом распрекрасном патриархальном браке, женщина уже не ведет себя так, как полагалось от веку (вина мужчин в основном в неспособности прокормить семь» при ее возросших запросах). А потому единственный, как ни парадоксально, выход состоит в том, чтобы забыть о патриархальном браке и жить в браке равном, но! по его уже ущербным законам. А именно: рожать не более одного ребенка, создавать все более совершенные детские учреждения, а главное — планировать каждый день в воспитании собственного чада (хотя бы до 7 лет) заранее и очень тщательно.Романтическая, возвышенная любовь не является препятствием в воспитании детей. Однако идеалы равного брака ведут супругов не к романтической любви, к любви интеллектуальной, соревновательной, в которой максимальное значение приобретает секс, сексуальное творчество. Такая любовь уводит от проблем детей, вергает самоценность воспитания подрастающего поколения. В равном браке главная ценность — это отношения между мужем и женой. Отсюда вывод — если вдруг ушла любовь или просто супруги надоели друг другу, то нужно немедленно расходиться, что было невозможно в рамках стереотипов патриархального брака (это подтверждали и законы того времени). Так что наступление эпохи равных браков автоматически подразумевает резкое увеличение разводов и, соответственно, снижение интереса к детям.Россия очень долго придерживалась патриархальног брака и одна из первых придет к духовному браку. Но сегодня, увы, мы, как и весь. Запад, находимся на территории стереотипов равного брака, что совсем не означает, что нужно непременно копировать все «достижения» Запада на стезе разрушения института семьи