Сложение религиозного канона в иудейской и христианской традициях было длительным, многовековым процессом. В иудаизме раньше всего была канонизирована самая важная часть «Танаха» – его первые пять книг, «Тора». Полностью иудейский библейский свод был установлен Ямнийским собором раввинов около 100 г. н. э.
В основу христианского ветхозаветного канона положена «Септуагинта» – греческий перевод Ветхого Завета, выполненный в III–II в. до н. э. эллинизированными иудеями в Александрии. В «Септуагинту» вошло около 10 новых библейских переводов с древнееврейского, а также новые сочинения, не переведенные, но написанные иудеями по-гречески.
Поскольку в «Септуагинте» было 50 произведений, то христианский Ветхий Завет превышает иудейский. Исторически сложились различия в составе ветхозаветного канона между православными, католиками и протестантами.
Православные, хотя и печатают в Библии все 50 книг, входившие в «Септуагинту», каноническими считают 39 из них.
В католическом «Ветхом Завете» печатается 46 книг.
Протестанты, и прежде всего Мартин Лютер, принципиально опирались на иудейский канон.
Таким образом, в протестантском ветхозаветном каноне, как и в иудейском «Танахе», 39 произведений. Христианский библейский канон был принят в 393 г. на Гиппонском соборе. Но поскольку этот собор был поместным, то потребовалось принятие канона на вселенском соборе, что произошло только в 1546–1563 гг., на XIX соборе. В истории формирования жанров конфессиональной литературы между отдельными религиями Писания наблюдаются общие закономерности:
1) запись учения первоначально распространявшегося устно;
2) сложение религиозного канона;
3) сложение второго по значимости опуса высокоавторитетных текстов, которые восполняют содержательные лакуны;
4) развитие теологии, или богословия;
5) на основе догматического богословия церковная иерархия вырабатывает символ веры и катехизис;
6) особую подсистему образуют тексты, используемые в богослужении;
7) с мистическим началом связаны мистико-эзотери-ческие тексты;
8) проповедь изначально присутствует в религиозной коммуникации людей;
9) элементы священного текста становятся содержанием толкований;
10) в культурах, основанных на религии Писания, вокруг «ядра», основополагающих текстов вероучения складывается разнообразная и обширная литература переходного, или смешанного, конфессионально-светского, характера. Церковные темы соединялись здесь с темами и задачами дидактики, полемики, историографии, филологии, естествознания.
Приведенный перечень жанрово-тематических областей конфессиональной литературы не является хронологическим.