В кругу иудейской и иудео-христианской религиозной литературы, оказавшейся, однако, за пределами иудейского канона (Танаха), наиболее известны две содержательно различных группы памятников:
1) сочинения, которыми Септуагинта отличается от Та-наха;
2) произведения неортодоксального иудаизма, уже как бы чреватого христианством.
Одиннадцать иудейских сочинений, вошедших в Сеп-туагинту, но не включенных в иудейский религиозный канон, создавались между VII в. до н. э. и I в. н. э.
Согласно Палестинскому канону, последние книги Ветхого Завета – это четыре книги, написанные «великим учителем» Ездрой: «Книга Ездры», «Книга Нее-мии» и две книги с кратким изложением истории еврейского народа – I и II «Книги Паралипоменон».
Не входит в «Танах» и книга, надписанная именем другого знаменитого ветхозаветного персонажа и писателя, «Книга премудрости Соломона».
Граница между каноническими и неканоническими иудейскими сочинениями по существу совпадает с различиями памятников по языку.
Иудейский канон оказывал значительное влияние на отношение к этим книгам в христианстве. Несмотря на принадлежность Септуагинте, произведения, не вошедшие в Танах, в православии не признаются каноническими, хотя пользуются высоким авторитетом и печатаются в Библии.
Вторая группа неканонических иудейских сочинений это – рукописи Мертвого моря, или кумранские тексты.
По содержанию кумранские рукописи составили три группы:
1) библейские тексты и апокрифы;
2) толкования библейских текстов;
3) литургические или законнические тексты. Корпус сочинений внеканонических, но по условиям создания, хронологии, темам и жанрам близких к произведениям ветхозаветного канона, в десятки раз превышает объем Нового Завета. Это объясняется характерной для раннехристианской поры высокой интенсивностью религиозной коммуникации при относительной веротерпимости и свободе религиозного общения и самовыражения.
В кругу раннехристианских апокрифов представлены все жанры, известные по новозаветному канону. Так, имеется около 50 ранних неканонических Евангелий. Они атрибутированы разным новозаветным персонажам – евангелистам Матфею и Марку, апостолам, Деве Марии, Марии Магдалине.
Известно около 40 ранних апокрифов, в которых собраны только речи Христа – слова, притчи, изречения, приписываемые Христу, однако без рассказов о событиях его жизни.
В богословско-содержательном плане ранние апокрифы неоднородны.
Традиция раннехристианских апокрифов, возникших как парафразы на новозаветные темы, частично впитавших в себя «гностическую ересь», получила значительное и разнонаправленное развитие в последующие века.