Если католицизм стремился (и средневековая история это демонстрировала со всей очевидностью) подчинить государство церкви, то Реформация выступила с лозунгом отделения церкви от государства. Религия вернулась в сферу исключительно духовного бытия. Более того, именно протестантизм оказался тем яйцом, из которого вылупился замечательный птенец - нововременная наука. Это оказалось возможно в силу того, что реформаторы христианской церкви подняли «знамя свободного духа». Реформация освободила человеческий разум от посредничества церкви. Она обосновала принцип опоры на собственные интеллектуальные силы. Лидеры Реформации создали мост, по которому клирик перебрался в область свободного научного творчества. Они революционизировали религию, превратив ее в эффективное общекультурное основание подлинно научного познания. Протестантизм внедрил в сознание нововременного человека чувство ответственности за собственные деяния, без которого не может быть ни интеллектуальной автономии, ни гражданского сознания. Тем самым протестантизм способствовал реализации историософской мечты христианства - взрослению человечества. Наконец, Реформация открыла дорогу промышленному, технологическому развитию европейского человечества, внедрив в сознание европейца «дух капитализма». Это произошло благодаря соединению сферы морально-духовной со сферой производственной, санкционированному Реформацией.Идея возможности «нейтрального» исповедания христианства, безразличного к доктринальным предписаниям католицизма и протестантизма, утвердилась в общественном мнении на втором этапе Реформации. Именно в это время угроза насилия над жизнью каждого европейца значительно возросла: от него требовали жертвовать жизнью ради защиты политических целей той или иной политико-религиозной группировки. Так, во Франции приказывали сжигать живыми еретиков, в Германии имперские отряды разоряли лютеранские земли, в Нидерландах сотнями топили и вешали бюргеров-еретиков. Протестантские силы в свою очередь, добившись первых успехов в Швейцарии и Германии, не щадили ни католиков, ни «пророков» народных ересей. В условиях дифференциации социальных противников по признаку религии гуманизм первым осознал разрыв между доктринальными предписаниями обеих церквей и человечностью. Выдвигая концепцию «религиозного нейтрализма» , «симуляции религии» в качестве программы поведения для общества, гуманизм исходил из настоятельной потребности сохранить в Европе мир, пресечь втягивание всех стран в длительные кровопролитные войны. Ни католики, ни протестанты не смогли предотвратить опасности для жизни человека, напротив, их вражда виделась людям того времени причиной военных конфликтов и насилия. Отсюда и был сделан гуманистами вывод о ненужности и вредности церковного христианства. Гуманисты, отстаивая единство античной философии с христианской моралью и включая Библию в ряд общечеловеческих памятников культуры, рисовали идеалом будущего некую «всеобщую религию» . В ней снимались различия между языческими (античными) философами, иноверным Востоком и христианством. Особенно нетерпимыми для жизненной позиции христианина оказывались распри между единоверцами—католиками и протестантами. Идея «всеобщей религии» и «всеобщего спасения» для всех добродетельных людей открывала путь для формирования светского понятия о совести и вместе с тем вела к новому политическому мышлению, ведь именно религией, религиозными несогласиями мотивировалась политика насилия и войн, которыми был так насыщен бурлящий XVI век.