Олимпийская религия. Это официальная религия древнегреческих полисов. Название происходит от горы Олимп (в Фессалии), на которой, по представлениям древних греков, обитали боги.. Главных олимппйских богов было двенадцать. Это Зевс, его брат Посейдон (другой брат Зевса Аид - бог подземного царства - на Олимпе не бывал, а потому и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса - богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера, дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба. Как религия орфизм противостоял олимпийской религии и мистериям, в том числе мистериям в честь традиционного Диониса. Понятие логоса – это концепт, стягивающий всю античную философию, который является первой ступенью к осознанию единого бога. Логос – это субстанциональная основа, умопостигаемая сущность. 1) У пифагорейцев логос – это число (неотъемлемая часть, с помощью которой можно объяснить все). Число неотделимо от вещи, лишь умопостигаемое.2) Бог у Парменида един и вечен, а значит, он должен быть еще и неподвижным. Это единое и есть ядро мироздания, а на периферии находится мир вещей (доксы).Удвоение мира гносеологически, но онтологическое единство.3) У Платона появляется бог Демиург, который по прообразу идеального и вечного мира идей творит изменчивый мир вещей. Онтологический разрыв на 2 мира.4) Аристотель имманирует эйдосы(формы) в материю. У него существует божественный Нус – форма всех форм, универсализируется. Он – производитель идеальных форм родовой сущности, перводвигатель. Нус – божественный, неистекаемый. Выглядит индифферентным, несубъектный.5) У греческих стоиков Бог еще бессубъектен, но он начинает диктовать всю сущность Случайность уходит, все предопределено.6) Неоплатоники вводят идею эманации единое (божествееный субъект, самодавлеющий, неограниченный, замкнуто в себе самом, первично)→ум→душа7) Филон Александрийский пытался соединить философию и религию (в его случае иудаизм). Высшая божественная инстанция становится становится субстанцией персонифицированной. Этого Бога можно просить и он может что-то изменить. Объявляет платоновские эйдосы божественными, лишая их самостоятельности.Для возникновения философских знаний о религии необходимо, чтобы философия отделилась от языческих представлений. В Древней Греции этот процесс начался с VI в. до н. э-. в условиях относительной свободы значительного числа ее граждан. Разнообразие вариантов в аллегорических трактовках мифов создавало почву для распространения в античном обществе представлений о естественном происхождении религии. Ксенофан из Колофона заметил, что разные народы создают образы богов соответственно своим особенностям. Критий считал, что религия — выдумка законодателей и правителей. Секст Эмпирик заметил, что первыми предположение о богах высказали вожди для того, чтобы сдержать неправедно живущих. Появление веры в богов античные философы связывали также с отрицательными эмоциями. Демокрит объяснял веру в богов страхом перед грозными силами природы, неподвластными людям. Античные философы поставили вопрос о классификации разных типов религии. Во-первых, это поэтическая религия, т. е. созданная поэтами (мифическая, баснословная). Во-вторых, философская религия (или естественная теология), которая исследует природу богов — для тех, кто возвышается над народной массой: эта религия непригодна для государства, в ней есть нечто вредное для народа. И в-третьих, религия гражданская, государственная — совокупность признанных государством обрядов; это религия массы, она приспособлена для общества и необходима при воспитании граждан.Роль религии оценивалась древними мыслителями по-разному. Эпикур видел в ней причину человеческой глупости и несчастий. Согласно Лукрецию, “религия больше и нечестивых сама и преступных деяний рождала”; она оказывает пагубное воздействие на психику людей, отравляя души страхом. Критий же считал, что религия как моральная узда предохраняет общество от преступлений и воспитывает послушание закону. Платону религия казалась укрепляющей государство и нравственность; Цицерон полагал, что религия способствует прекращению смуты в государстве и поддержанию мира.Наконец, отметим, что в лице Цицерона античная философская мысль обобщила методологические подходы к исследованию религии. В его работе “О природе богов” Цицерон отделил от религии философию, сказав, что необходимо заниматься философией и иметь дело не с вымыслами, а с фактами: одни вещи постигаются верой, а другие — понятиями.