С распространением вероучения вширь и по мере его развития складывается определенная иерархия смыслов – различение главного и второстепенного и третьестепенного. Христианская церковь достаточно рано ощутила потребность в определении корпуса главных, общепризнанных и общеобязательных истин вероучения – догматов. Однако массам верующих книги по богословию были трудны и недоступны. Простые люди нуждались в своего рода азбуке вероучения.
В христианстве сложилось два основных жанра такого рода текстов:
1) символ веры (перечисление в установленной последовательности 12 догматов веры);
2) катехизис (изложение основ веры по вопросам и ответам).
Символ веры, до сих пор канонический для православия, составили отцы I и II Вселенских соборов в городе Никея (в 325 г.) и в Константинополе (381 г.), почему он и зовется Никео-Константинопольский.
Первый протестантский катехизис – «Краткое изложение Десяти заповедей и молитвы Господней» – составил Мартин Лютер в 1520 г.
В восточнославянской традиции первый катехизис, причем на народном языке (простой мове), напечатал знаменитый белорусский протестант Сымон Будный (Несвиж, 1562).
Первый православный катехизис у восточных славян разработал «дидаскал» Львовской братской школы Лаврентий Зизаний.
Этот катехизис Лаврентий с сыном привезли в 1627 г. в Москву, на государев Печатный двор для печатания.
Как видим, катехизисы составляют церковные вожди-реформаторы и высшие иерархи. К Символу веры и катехизису функционально близки так называемые символические книги, или исповедания веры.
Все христианские совместные богослужения, и в том числе главное из них – литургия, – включают общие молитвы, пение и чтение отрывков из священных книг.
Состав и последовательность молитв, песнопений и чтений находится в зависимости от трех временных координат, определяющих место той или иной службы в трех циклах:
1) в суточном богослужении;
2) в церковном году;
3) в пасхальном цикле.
В круг тех текстов, которые читают и поют в христианском богослужении, входят почти все тексты Нового Завета (исключая «Откровение Иоанна Богослова» – Апокалипсис), ряд текстов «Ветхого Завета» (особенно «Псалтирь»), далее молитвы и песнопения апостольских времен.
По составу текстов и композиции те книги Св. писания, которые читаются в богослужении, существенно отличаются от внебогослужебных книг христианского канона.
Еще одним жанром богослужебных книг, составленных из избранных фрагментов Писания, является Паремийник. Он представляет собой собрание рассказов из Ветхого или Нового Заветов, которые читаются на вечернем богослужении.