Комплекс маркетинговых коммуникаций, называемый также комплексом стимулирования, состоит из четырех основных средств воздействия: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда и личная продажа. Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от известного имени. Стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги. Пропаганда («паблисити») - неличное и не оплачиваемое стимулирование спроса на товар, услугу или организацию путем распространения о них коммерчески важных сведений или благожелательного представления в средствахинформации. Личная продажа - устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями в целях совершения продажи. Каждому предприятию присущи собственные специфические приемы коммуникации.Каким образом следует формировать комплекс стимулирования?Маркетологу нужно разбираться в действии коммуникации. Этот процесс может быть представлен моделью, которая включает девять составляющих элементов.- Отправитель - сторона, посылающая обращение другой стороне.- Кодирование - процесс представления мысли в символической форме.- Обращение - набор символов, передаваемых отправителем.- Средства распространения информации - каналы коммуникации , по которым обращение передается от отправителя к получателю.- Расшифровка - процесс, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем.- Получатель - сторона, получающая обращение, переданное другой стороной.- Ответная реакция - набор откликов получателя, возникших в результате ознакомления с обращением.- Обратная связь - часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.- Помехи - появление в процессе коммуникации искажений, из-за чего к получателю поступает обращение, отличное от посланного отправителем.Отправители должны знать, какую аудиторию они хотят заинтересовать и какие ответные реакции хотят получить. Они должны уметь кодировать обращение с учетом специфики процесса расшифровки, которым обычно пользуется аудитория.Они должны передавать обращения с учетом специфики процесса расшифровки, которым обычно пользуется аудитория. Они должны передавать обращения, используя эффективные средства распространения информации, достигающиецелевой аудитории, должны создать каналы обратной связи и знать ответные реакции на свое обращение.