Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных результатов и повлиять на его поведение. Исследования мотивации очень важны для предприятия, поскольку от мотивации каждого работника зависит не только качество и количество произведенной продукции, но и стратегия развития предприятия в целом. От мотивации зависит внимательность, ответственность на рабочем месте, то есть безопасность труда работника и его окружения, возможность эффективно коррелировать действия определенных программ, творчески подходить к труду, атмосфера в коллективе.
Существуют несколько теорий мотивации личности. Все теории призваны не только систематически описать возможные пути повышения работоспособности человека, изучить особенности его поведения в трудовых условиях, но и повысить эффективность труда предприятия в целом. Поскольку труд – составляющая часть жизнедеятельности человека, можно рассматривать эти теории применительно к сфере труда. Наиболее известна теории мотивации А. Маслоу, теория потребности в достижениях Д. Мак-Клелланда, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга. Д. Шульц и С. Шульц в книге «Психология и работа» рассматривают некоторые теории применительно к трудовой деятельности человека.
Теория потребности в достижениях. Автор Д. Мак-Клелланд Мак-Клеланд считал, что успешные предприниматели имеют повышенную потребность в достижениях, и выделил психологические особенности людей такого типа:
1) предпочитают брать ответственность на себя;
2) ставят реальные и достижимые цели;
3) нуждаются в признании заслуг и обратной связи. Для руководителей такого типа характерно более уважительное отношение к подчиненным, а у работников среднего звена положительно коррелирует мотивация достижений и продвижение по службе.
Теория иерархии потребностей. Автор А. Мас-лоу. Согласно этой теории потребности людей можно расставить в порядке возрастания и представить в виде пирамиды:
1) основанием пирамиды являются физиологические потребности (пища, воздух, сон, вода, сексуальная активность);
2) следующий уровень – потребность в безопасности (потребность иметь жилье, психологический комфорт);
3) потребность в общении с другими людьми и любви;
4) потребность в самоуважении;
5) потребность в самоактуализации, т. е. в реализации собственных возможностей и способностей.
Потребности должны удовлетворяться от основания пирамиды к вершине.