У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. До 20 лет развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе и других заведениях расширяет кругозор и развивает способности каждого человека. По мере взросления человека, развитие человека зависит от его инициативы. Способность к саморазвитию лишь относительно зависит от умения усваивать академические знания. Развитые личности характеризуются следующими чертами: 1. Удовлетворяют свои нужды без ущерба для других людей;2. Достигают значительного успеха в той деятельности, которая служит для них объектом самовыражения;3. Берут на себя ответственность за свои действия и собственное развитие;4. Активно наслаждаются жизнью;5. Энергичны и жизнестойки к своей повседневной деятельности;6. Открыты переменам и новому жизненному опыту. Существуют следующие ограничения на пути достижения вершин развития личности:1. Влияние семьи;2. Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости);3. Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен). Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является изучение, осознание; преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту. Личный план работы по самосовершенствованию состоит из следующих этапов: 1. Выявление собственных ограничений.2. Оценка и обсуждение их с другими.3. Преодоление препятствий в работе по саморазвитию.4. Приобретение новых умений.5. Анализ своего продвижения вперед. Трудности, сопутствующие определенными этапами жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития. В период взрослости происходит усиление социального развития личности, включение её в разные сферы общественных отношений и деятельности. Процесс развития личности при этом во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности.